Вместо арифметики школьников отправили копать картошку. Ребята были рады такой замене, придумали развлечение: на прут лепили комок земли и запускали его в небо. Кто дальше и выше. Герой наклонился к земле, и неожиданно получает удар между лопатками. Это Витька так неудачно пошутил. Было не столько больно, сколько обидно. От неожиданности и оттого, что в спину. Герой решил отомстить. Он раньше всегда защищал Витьку, поддерживал его. А он ударил исподтишка. План мести заключался в том, что герой пригласит бывшего друга в лес. Там он треснет обидчика по уху, а потом морду набьет. Так заранее злорадствовал герой, предвкушая удовольствие от мести.
На перемене герой пригласил Витьку жечь теплинку. Тот посмотрел подозрительно. Согласился. Герой заверил его в том, что обида давно забыта. Только вышли на гору, Витька увидел норку. Похоже, тут жили шмели. Возможно, в норке остался от них мед. Ребята стали раскапывать. Вытачивали лопатки перочинным ножом и ковыряли ими твердую землю. Ничего не нашли. Потом ребята набрели на стайку рыжиков. Сбегали домой за солью для грибов и украли у матери Витьки два яйца, чтобы запечь на углях.
Герой все ждал подходящего момента, чтобы огреть обидчика по уху. Сзади, как он его на картошке. Но все время откладывал. Было интересно и не хотелось портить такой хороший солнечный день. Яйца положили в вырытую ямку, закопали. Сверху подожгли сосновую веточку. Она горела ярко и весело, как будто танцевала. На нее складывали сухие веточки, потом палочки. Пожарили рыжиков. Они аппетитно шипели на огне, соль на них трещала, палочки обуглились. Выкопали и съели печеные яйца. Вкуснятина! Герой решил исполнить свою месть по дороге домой. Витька предложил сходить на речку, помыться от земли и золы, напиться после пересоленных рыжиков. Замечательные идеи приходят в голову с оттопыренными ушами.
Хороший друг. Герой решает, что отомстит Витьке потом, если он снова ударит его по спине когда-нибудь. На душе становится легко и тепло, как от той теплинки, которую они вместе жгли в осеннем лесу.
У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.
Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».
В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.
Но именно эти качества произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.