Маша Павлецкая (гувернантка) приходит после прогулки в дом своих господ, дом на ушах. Как оказалось, у барыни украли брошку, устроили обыск. Машу это задело до глубины души, её гордость задета этим обыском настолько сильно, что она вдруг понимает, как ненавидит всё это богатство и надменность своих хозяев. Что барыня, зажравшись, так сказать, ничего уже вокруг не видит, кроме своего мнимого аристократизма . Девочка начинает собирать вещи, к ней приходит барин и просит не уезжать, ведь больше никого порядочного в доме и нет больше, просит прощения и от себя и даже от имени хозяйки. Но гувернантка непреклонна. Тогда барин признаётся, что сам украл эту брошь, потому что жена завладела всем его имуществом и всё контролирует, а ему нужны деньги. Гувернантка уезжает, не оглянувшись. Суть в том, что благородство и честность всяко больше в цене, чем напыщенный снобизм.
Троекуров созвал множество гостей по случаю большого церковного праздника. За столом зашла речь о Дубровском. Спицын – дворянин, свидетельствовавший на суде в пользу Троекурова, приехал с опозданием из страха перед местью разбойника. Гости начали рассказывать вымышленные истории о похождениях Дубровского и обсуждать планы его поимки.
Глава Х
Спицын узнал о расправе Дефоржа с медведем и, будучи человеком трусливым, решил провести ночь в комнате француза, чтобы обеспечить себе защиту в случае нападения разбойников. Но на рассвете он проснулся от того, что француз, вооруженный пистолетом, отбирал его сумку с деньгами. Дефорж открыл Спицыну, что он и есть знаменитый Дубровский.
Глава ХI
В этой главе рассказывается, как Дубровский случайно встретил настоящего Дефоржа и купил у него документы и рекомендательные письма. Это ему под видом гувернера проникнуть в дом Троекурова, где он прожил месяц, ничем себя не выдавая. В день праздника он решил отомстить Спицыну за его подлый поступок в отношении отца Дубровского. Мнимый француз отобрал деньги Спицына и так запугал его, что тот утром поспешно уехал, ничего никому не сказав.
Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества. В этой паутине, в своем "тёмном царстве", господствуют сплошь самодуры и тираны, опутывающие город сетью обманов и лжи. Они настолько утвердили свою власть, что вторая половина жителей, так называемых - "угнетенных", ничего не препринимает для своего же собственного освобождения, и предпочитает отступить в сторону, покориться жестокой стихии. Не нужно говорить, что в городе царит корысть и жадность; ведь именно с денег угнетатели заполучили свой сомнительный авторитет. Всё: разрозненность общества, страх, алчность и уверенность в собственной силе - всё это по вине денег, которых у кого-то много, а у кого-то - слишком мало для того, чтобы упрочить свое положение. Общество прогнило насквозь, и оно не стремится, а значит - никогда не достигнет, красоты чувств и широты ума; большее пожирает меньшее, и невежды с "тёмной стороны" города тянут немногих, кто ещё сохранил в себе какую-то искренность, на дно. И те не смеют сопротивляться. Единственное, что сохранило свою первозданную чистоту - это природа, которая здесь набирает всю свою силу, и в конце концов разражается сильнейшими грозами, словно в знак протеста против очерствевших изнутри людей.
Суть в том, что благородство и честность всяко больше в цене, чем напыщенный снобизм.