Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад" – не столько о гибели сада, сколько об упадке дворянского сословия. Пьеса о том, что "дворянские гнезда" уходят в и процесс этот неминуем. Некому сохранить "Вишевые сады" по всей Российской империи - они обречены, вместе со многими своими хозяевами.
Единственный персонаж, кому по силам хотя бы этот сад - Ермолай Алексеевич Лопахин, однако он этого делать не будет. Остальные персонажи пьесы бес и не на реальные действия.
Они много говорят, но мало делают. Любовь Андреевна Раневская, последняя владелица сада - живет одним днем, не задумывается о будущем. Она не решать проблемы, старается спрятаться от них, как дети прячутся под одеяло от страшных выдуманных монстров. Проблемы, в отличие от монстров, не исчезают.
Леонид Андреевич Гаев, ее брат, тоже сентиментален и бес Пытаясь утешить сестру, он выдумывает нереальные планы, чтобы избежать разорения. Он тратит драгоценное время и не делает ничего конкретного.
Безусловно, тонкость чувств, эмоции и воспоминания о былых временах - это чудесно, но они не могут ничем когда нужно действовать.
А что же молодые герои – Петя Трофимов и Аня? Они бескорыстны, мечтательны, чисты душой... и тоже не на реальные действия. Петя Трофимов мечтает о всеобщем благе и счастье, имеет неординарные взгляды на жизнь, но от этого ничего не меняется. У него самого нет ни дома, ни работы, он "вечный студент", который может только красиво говорить. Петя смотрит на все поверхностно и не знает подлинной жизни, поэтому его идеи по переустройству общества не прочнее мыльного пузыря.
Он говорит Ане, дочери Раневской: "Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест." Аня же - возвышенная душа, мечтательная натура, может очаровываться Петиными словами. Она может даже уйти с ним, бросив ключи в колодец, как ей предлагает Петя в той же сцене, где он назвал всю Россию садом. Однако ясно, что далеко им не уйти, потому что эти две романтичные натуры в реальной жизни так бес как и старшее поколение.
Вот и получается, что сад может только тот, кто не станет этого делать, а те, кто искренне привязан к саду и жаждут его не сделать ничего. Вишневый сад обречен.
я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт москвы того времени, период жизни от екатерины до императора николая. автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они родине. в этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы россия заняла ведущее место в своем развитии.
сам грибоедов приписал горе чацкому от его ума. чацкий — главный герой комедии. у него есть сердце, он честный, искренний. им восхищается горничная лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. он “славно пишет, переводит”, говорит о нем фамусов. чацкий серьезно любит, видя в софии будущую жену. фамусов сразу почувствовал, что с приездом чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. софия тоже не смогла противостоять окружению своего отца. в свои семнадцать лет девушка “расцвела прелестно”, как говорит о ней пораженный чацкий. может, это и привлекало в софии чацкого. мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. софия не смогла оценить честь и ум чацкого. чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца молчалина, корыстолюбца и подхалима. именно молчалин противопоставлен чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. в конце, когда чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в софии, и уезжает из москвы:
зачем меня надеждой завлекали?
зачем мне прямо не сказали,
что все прошедшее вы обратили в прах? !
комедия оканчивается видимым поражением чацкого, бегством его из москвы. смысл комедии, я полагаю, и в том, что чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала. другой одной из главных проблем комедии грибоедова "горе от ума" можно назвать столкновение двух поколений - поколения века минувшего и поколения века нынешнего. первое поколение крайне консервативно в самом неблагоприятном смысле этого слова. фамусовское общество отказывается принимать хоть что-то новое (это слова фамусова: "не то чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас боже! "). при этом перемены в этом обществе крайне необходимы: чинопочитание, раболепство, постоянная бессмысленная праздная кутерьма, отношение к службе как к чему-то несерьезному стали считаться естественными для власть имущих.
представителем совсем другого общества является чацкий. идеалы чацкого - свобода суждений и мнений, служба ради стремления к знаниям и родине, а не чинов и званий. новое, прогрессивное поколение, к которому относится чацкий, крайне недовольно сложившимся состоянием дел. таким просвещенным людям было бы в радость служить, да "прислуживаться тошно". в итоге продвинутым личностям остается быть изгоями, их клеймят мятежниками и преступниками - ведь поколение старое, черпающее суждения "из забытых газет времен очаковских", безумно боится каких-то перемен, способных ухудшить их положение, добытое обманом, связями. также представители прогрессивного общества против бессердечного отношения к несчастным крепостным, в то время как старики считают нормальным издевательства над слугами. естественно, столь резкие и многочисленные противоречия не могли не вызвать серьезного конфликта. в данном произведении конфликт между поколениями еще и вляется конфликтом между старым и новым, упадком знаний и просвещением, раболепством и привычкой заискиваться и свободой мышления, сохранением чувства собственного достоинства как одной из высших ценностей.