90 ! докажите, что прочитаный вами сонет ( сонет номер 19 джона донна) относится к жанру сонетов. в чём отличие между сонетами периодов барокко и возрождения? чего нового привнёс джон донн в сонетный жанр?
канон «песен и сонетов» почти полностью соответствует составу второго издания стихотворений донна (1635). из 56 стихотворений, вошедших во второе издание, x. гарднер, редактор наиболее авторитетного современного издания «песен и сонетов», исключила три, признав их атрибуцию донну спорной, и добавила одно: «образ любимой, увиденной во сне», исключенное из состава «элегий». таким образом, канон «песен и сонетов» составляют 54 стихотворения.
книга «песен и сонетов» отличается от однородной и целостной книги «элегий» исключительным разнообразием тематики, оттенков настроения, формы и стиля. при том порядке, в котором их расположили составители изданий xvii в., стихи сборника представляют собой причудливую смесь, настоящий хаос мыслей и чувств. два стихотворения могут стоять рядом, но при этом выражать столь разные, даже диаметрально противоположные понятия о любви, что начинает казаться, будто они принадлежат разным поэтам. типичный пример — открывающее сборник стихотворение «с добрым утром», манифест идеальной любви, и следующая за ним «песня» («эй, лови, летит звезда! »), циничная антифеминистская инвектива.
в настоящей статье делается попытка классифицировать стихотворения, входящие в канон «песен и сонетов», на основе идейно-тематических пластов внутри сборника, а также некоторых характерных особенностей его строфики и метрики. взаимосвязь указанных критериев классификации позволит, на мой взгляд, с достаточной долей достоверности судить также и о времени создания стихотворений. предваряя дальнейшую аргументацию, постулирую выделение следующих трех групп стихотворений: ранние (до 1598 «переходные» (1598-1604) и поздние (1604-1608).
рассмотрим вначале некоторые важнейшие особенности строфики и метрики поэзии донна в целом, что даст затем возможность сопоставить их с идейно-тематическими пластами внутри «песен и сонетов».
поэзию донна, которая на 98,9% выдержана в пятистопном ямбе, характеризует тенденция к деканонизации метра и рифмы. тенденция эта отражает общую тенденцию развития силлабо-тонического стиха на рубеже xvi-xvii вв. « пятистопного ямба, — пишет м.г. тарлинская, — напоминает волну, у которой гребни относительной свободы перемежаются с засилья жесткого канона. канон господствовал в конце xiv в., в середине xvi в., в конце xvii — начале xviii вв. ямб был наиболее свободен от канонических ограничений в течение xv и до начала xvi вв., с конца xvi до середины xvii вв. и во второй половине xix в.» на «гребне волны относительной свободы» ямба в поэзии донна находятся сатиры и стихотворные послания. по данным м.г. тарлинской, сатиры донна представляют собой «типичную переходную форму» от силлабо-тонического к силлабическому стиху. б. джонсон, по всей вероятности, имел в виду именно сатиры и послания, когда заявил, что донн «за несоблюдение метра заслуживает быть повешенным».
Н. Некрасов впервые в русской поэзии открыл перед читателем народную жизнь во всей ее полноте — с ее красотой и мудростью, с ее бездонным горем и мучениями. До него чуть ли не господствовавшим в литературе было мнение, которое, к примеру, без обиняков высказал писатель и журналист А. Дружинин. Он убеждал Некрасова, тогда еще молодого издателя журнала «Современник»: «Подписчики у журнала люди образованные. Ну интересно ли образованному читателю знать, что Ерема ест мякину, а Матреша воет над павшей коровой. Право, все, что пишут о русском мужике, преувеличено. Какие это у него потребности могут быть к другой жизни? Он совершенно доволен и счастлив, если ему удастся в праздник опиться до опухоли брагой или до скотского состояния водкой». Некрасов не только опроверг ложь о русском мужике; он увидел народную душу, как душу великую: чистую и возвышенную, отзывчивую и милосердную, страдающую и терпеливую, сильную и мятежную. Ни для одного автора раньше «низменная», обыкновенная жизнь простого, задавленного нуждой и рабством человека еще не была главным, постоянным предметом поэзии.
Привезли к нам на работу мужчину по имени Герасим. Я тогда работала прачкой, а он был у нас дворником. Хоть и немым он был, но мне понравился сразу. Было видно, что он может больше и эта работа была ему не по душе, тосковал он сильно по дому, по жизни. Герасим был добрым, трудолюбивым, ответственным и очень хорошо ко мне относился. Со временем я полюбила Герасима и хотела выйти за него замуж. И Герасим тоже меня любил. Работала я много, жалование было очень маленьким, одеваться было не во что, да и родственников у меня совсем не было, я была совсем одинока. Испугалась я барыни и не смотря свою привязанность к Герасиму мне пришлось выйти замуж за пьяницу Капитона, хотя Герасим всеми силами пытался его отвадить от меня. Из-за этого пришлось "отвадить" от себя Герасима, как бы больно мне это не было и я прикинулась пьяной. Герасим тогда очень обиделся. Но после свадьбы нам пришлось уезжать из Москвы и я все-таки попрощалась с Герасимом. Это был самый хороший и добрый человек, которого я встречала когда-либо в жизни.
канон «песен и сонетов» почти полностью соответствует составу второго издания стихотворений донна (1635). из 56 стихотворений, вошедших во второе издание, x. гарднер, редактор наиболее авторитетного современного издания «песен и сонетов», исключила три, признав их атрибуцию донну спорной, и добавила одно: «образ любимой, увиденной во сне», исключенное из состава «элегий». таким образом, канон «песен и сонетов» составляют 54 стихотворения.
книга «песен и сонетов» отличается от однородной и целостной книги «элегий» исключительным разнообразием тематики, оттенков настроения, формы и стиля. при том порядке, в котором их расположили составители изданий xvii в., стихи сборника представляют собой причудливую смесь, настоящий хаос мыслей и чувств. два стихотворения могут стоять рядом, но при этом выражать столь разные, даже диаметрально противоположные понятия о любви, что начинает казаться, будто они принадлежат разным поэтам. типичный пример — открывающее сборник стихотворение «с добрым утром», манифест идеальной любви, и следующая за ним «песня» («эй, лови, летит звезда! »), циничная антифеминистская инвектива.
в настоящей статье делается попытка классифицировать стихотворения, входящие в канон «песен и сонетов», на основе идейно-тематических пластов внутри сборника, а также некоторых характерных особенностей его строфики и метрики. взаимосвязь указанных критериев классификации позволит, на мой взгляд, с достаточной долей достоверности судить также и о времени создания стихотворений. предваряя дальнейшую аргументацию, постулирую выделение следующих трех групп стихотворений: ранние (до 1598 «переходные» (1598-1604) и поздние (1604-1608).
рассмотрим вначале некоторые важнейшие особенности строфики и метрики поэзии донна в целом, что даст затем возможность сопоставить их с идейно-тематическими пластами внутри «песен и сонетов».
поэзию донна, которая на 98,9% выдержана в пятистопном ямбе, характеризует тенденция к деканонизации метра и рифмы. тенденция эта отражает общую тенденцию развития силлабо-тонического стиха на рубеже xvi-xvii вв. « пятистопного ямба, — пишет м.г. тарлинская, — напоминает волну, у которой гребни относительной свободы перемежаются с засилья жесткого канона. канон господствовал в конце xiv в., в середине xvi в., в конце xvii — начале xviii вв. ямб был наиболее свободен от канонических ограничений в течение xv и до начала xvi вв., с конца xvi до середины xvii вв. и во второй половине xix в.» на «гребне волны относительной свободы» ямба в поэзии донна находятся сатиры и стихотворные послания. по данным м.г. тарлинской, сатиры донна представляют собой «типичную переходную форму» от силлабо-тонического к силлабическому стиху. б. джонсон, по всей вероятности, имел в виду именно сатиры и послания, когда заявил, что донн «за несоблюдение метра заслуживает быть повешенным».