Шапка-невидимка - "Царевна-лягушка", "Шапка-невидимка" (бурятская сказка) О бабе Яге: гуси-лебеди Про бабу-ягу Жил-был старик да старуха. Была у них дочка Василиса. Старуха умерла, а старик женился на другой. Мачеха не полюбила Василису и захотела изжить ее со света. Раз мачеха и говорит ей: — Сходи к моей сестре, она живет в лесу. Да принеси от нее кудели и иголку с нитками, я натку полотна и тебе рубашку сошью! Пошла Василиса в лес да по дороге зашла к родной тетке. — Куда ты собралась? — Послала меня мачеха к ейной сестре за куделью. — Ну, иди. Да на тебе на дорогу сала, туесок* с медом, масла да хлеба! — и вплела ей в косу алую ленту. Идет Василиса по лесу, вдруг навстречу белый всадник на белом коне. Идет дальше. Скачет красный всадник на красном коне. Идет Василиса дальше. Под вечер подошла к избушке на куриных лапках, а вокруг избушки забор из человечьих костей. Вдруг видит Василиса: навстречу ей скачет черный всадник на черном коне. Проехал. И видит Василиса: едет баба-яга в ступе. Подъехала и спрашивает: — Что ты тут делаешь? — К вам меня прислала ваша сестра за куделью и иголкой! — Заходи в избу. Вошла Василиса. Баба-яга заставила ее накормить да напоить себя. А около нее все вертится черный кот. Наелась баба-яга и улеглась спать, а Василисе наказала перечистить мерку** пшеницы от чарнушек***. Чистила, чистила, проголодалась и стала есть хлеб. Вдруг слышит — мышка пищит: — Дай мне немножко! Дала ей Василиса. Стала сало есть, а кот: — Дай и мне! Дала ему Василиса сала. Поела и стала перебирать пшеницу, а только она не убывает. Заплакала Василиса и вдруг слышит: — О чем ты плачешь? — Да вот не могу перебрать пшеницу! — Не плачь, ложись лучше спать — утро вечера мудренее! Легла Василиса спать, а на утро встала и увидела: вся пшеница перебрана. Это ей мышка Проснулась баба-яга и видит: вся пшеница перебрана. Озлилась она и еще задала Василисе задачу: — Возьми мерку мака и к вечеру перебери по зернышку, а не переберешь — я тебя съем! — а сама взяла и улетела. Села Василиса и стала перебирать. Только как ни старалась Василиса, а маку все не убывает. Вдруг слышит она — кто-то пищит: — Дай мне, девушка, медку! А это муравей. Дала Василиса ему медку, а он ей за это весь мак перебрал. Еще больше озлилась баба-яга и говорит: — На тебе прялку и кудель, а к утру чтобы все спряла, а если не спрядешь — я тебя съем, — сказала и улетела. Села Василиса за прялку и давай прясть, а кудель все не убывает. Заплакала Василиса и слышит — кот мяучит: — Не плачь! Я тебе ты погуляй, иди! Пошла Василиса гулять, а когда пришла, вся кудель была спряжена. В это время прилетела баба-яга, да делать ей нечего — все выполнила Василиса. Отдала она ей кудель и иголку и отпустила с богом.
*Туесок — берестяная кубышка с тугой крышкой и со скобкой или дужкой на ней. ** Мерка — четверик, старая русская мера сыпучих тел, равная 26, 25 литра. *** Чарнушка — чернушка — название растений из семейства лютиковых.
О кощее: царевна-лягушка,Василиса, Кощей-Бессмертный
Сборник рассказов «Темные аллеи» , созданный в годы второй мировой войны в эмиграции, Бунин считал самым лучшим, что написал в жизни. Чистым родником душевного подъема был он для писателя в это непростое время. Тема любви объединяет все новеллы цикла. Часто это чувство трагично. Оно не приносит ни «счастья» , ни «несчастья» . Но катастрофичность — в самой природе любви, по мысли И. А. Бунина. Что такое неразделенная любовь? Можно ли задержать, продлить, вернуть ее?
Автор не дает ответа на такие вопросы. Любовь — неподвластное разуму чувство, ее нельзя поймать, остановить. Это дар, недоступный анализу.
Рассказ «Темные аллеи» , давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно» .
Писатель вспоминает: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:
Была чудесная пора
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея… »
Так возникает образ «темный аллей» , его первоначальное значение. Впоследствии приходит мысль о «темных аллеях» человеческой души, ее непостижимости.
История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи» , проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга. Она — хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он — «стройный старик-военный» , остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать. Владелицей теплой и опрятной горницы оказалась Надежда, «красивая не по возрасту женщина» , темноволосая, «с темным пушком на верхней губе» . Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла. Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил» , сын вырос «негодяем» и «мотом» .
Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев. Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой. Он и теперь недоумевает: «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? »
У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает» . Ее уважают за справедливость, за прямоту, за ум. Бывшая крепостная осталась нравственно цельной, заставила уважать себя.
Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи… »
Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз. Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине любить и защищать свою Женщину. Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.
Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала» , которому отдала «свою красоту, свою горячку» .
Истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна» , ибо только любовью можно ответить на любовь…