Знаменитая комедия Д. И . Фонвизина " Недоросль " отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия . Пьеса продолжает традиции классицизма. "На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы". Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.
Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.
Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полу-комедия, полу-драма". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение . Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" — т. е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.
Д. И . Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, — писал он , — от почтеннейших предков презренных потомков.. . Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце".
Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества.. . Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения".
Надеюсь, что
немыслима без любви к своему языку.
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной...
П.А.Вяземккий
Моя родина-Азербайджан.Я горжусь её природой, людьми,историрей, но больше всего я горжусь его красивым
певучим языком.Язык призван объеденять людей.
Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на
первый взгляд общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь
свидетельствует о плохом воспитании человека.В этой связи представляются актуальными мысли К.Паустовского о
том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его
культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к
своему языку. Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что
его безразличие к языку объясняется all so ch . ru 2001 2005 полнейшим безразличием к настоящему и будущему своего
народа.Язык, призванный и объединять людей, становится преградой для сближения, когда у каждого он
только свой. Как важно сегодня, в период острых национальных проблем, наших размышлений о языковой политике,
решений вопросов о государственном языке, о языке межнационального общения вдуматься в ситуации, показанные
нам В. Г. Короленко, вчитаться в его провидческие слова!
Язык впитал в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно
этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д.Ушинского о том, что
природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова,
создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной язык, остались бессмертными. Поэту П.А.Вяземскому
принадлежат строчки, которые образно и емко формулируют сказанное:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной...
Коверкать свой родной язык также немыслимо , как отдать свою родину на растерзание врагам.Сегодня, когда 20%
нашей территории оккупировано армянами, особеннно важно объединиться и восстать против общего врага. Этому
объеденению наш родной язык. Ведь язык впитал в себя всё самое лучшее в народе.И потерять
его-равносильно смерти.Вся культура народа отражена в языке.На этом языке писали и творили такие великие
писатели и поэты как:Низами, Физули,Насими,Вагиф,Вургун,Мушвиг,Г.Джавид,Д.Джабарлы и др.Читая их
произведения,начинаешь ещё больше любить свой язык и уважать.
Меткий и образный азербайджанский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на
крыльях, они перелетают из века в век,от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль,куда
устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разум и знания
жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и
обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков...
В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Лихачева о взаимосвязи языка и
личности: \\"Вернейший узнатьчеловека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер -
прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного
человека как показа тель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека
- это его мировоззрение и его поведение.Как говорит, так, следовательно, и думает\\".
Язык и нравственность в человеке неотделимы. Утрата, отсутствие одного неизменно влечет за собой
трагическую потерю и второго .