В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги — средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.
Одной из известнейших картин является «вечерний звон». по тематике и настроению она созвучна с полотном «тихая обитель». на них не изображено какое-то конкретное место. левитан воплотил в своих произведениях наблюдения за природой волги, вид саввино-сторожевского монастыря во время заката и монастырь под юрьевцем. картина «вечерний звон» написана в тысяча восемьсот девяносто втором году. на переднем плане изображена широкая река, один берег который песчаный, а другой покрыт яркой зеленью трав и деревьев. на правом берегу художник нарисовал две лодки. крестьянин сидит в одной из них. по реке плывет другая лодка с несколькими гребцами и отдыхающими. гладь реки спокойна. ее не рябит ветерок. кругом разлит покой. затем взгляд зрителя переходит к противоположному берегу. там вьется широкая дорога к воротам монастыря. у воды на дороге виднеются две человеческие фигуры. церковь, ставшая золотистой в лучах заходящего солнца, отражается в плавно текущих водах реки. слева к монастырю густой стеной подходит лес. и над всем этим великолепием прекрасным шатром раскинулось небо. оно голубое-голубое. по его спокойной, как у реки, глади плывут розово-желтые облака. от картины веет покоем. все замерло. окружающая природа и люди как будто околдованы звоном колоколов монастырской церкви. он плывет над широким простором реки, над лесами и полями. и все живое замолкает, завороженное колокольным перезвоном. звон заокольный и окольный у окон около колонн. звон колоколен колокольный и колокольчиковый звон.– так писал николай рубцов в стихотворении, посвященном картине левитана «вечерний звон». при взгляде на произведение на память приходят также строчки из песни: «вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он». задумались люди, заслушавшись звуками, льющимися сверху. задумались небо, и лес, и река. картина поражает зрителя ярким светом закатного солнца, свежестью, которая веет от реки и от леса. ты как будто вдыхаешь полной грудью живительный воздух, слышишь звон колоколов. и на душе становится легко и покойно. умиротворение охватывает все твое существо.