Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.
А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к социализму”. В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:
Вместо этой дедовской плесени
Из угла будет Ленин глядеть.
Итогом этого раннего периода стала поэма “Страна Муравия”. Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато. Особенно если учесть, что сам Твардовский — сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича Твардовского, и всю семью нежданно обрушилась беда — они были раскулачены и сосланы на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие же семьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата А. Т. Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет назад. В стихах же сына “кулака” эти трагические мотивы не нашли отражения — он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этом пути народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворение “Армейский сапожник”), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив “Позарастали стежки-дорожки...”.
В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная — через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу...
Уже после войны, в 1945—1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне — “Я убит подо Ржевом”. Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение — это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый — так судить о живых, так строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение “братья”.
В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма “Василий Теркин”. Его герой стал символом русского солдата, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин — это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче намереваются поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).
Теркин — это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе “Кто стрелял?” он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости — в главе “Переправа” рассказано о подвиге — Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу, — и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:
Подробнее - на -
Объяснение:
Благородный дон Румата Эсторский - это Антон, молодой сотрудник Института экспериментальной истории, главный герой фантастической
повести Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно
быть богом". Его глазами мы смотрим на происходящее, его мысли рассказывают и
оценивают события.
Увлекшись историей Арканара, Антон в детских играх представляет себя
персонажем этой планеты. Повзрослев, он под личиной Руматы включается в
деятельность прогрессоров в Арканарском королевстве третьей планеты звезды
ЕН-2097. Их задача - ускорение прогресса бескровным путем. Реальная жизнь в Арканаре явилась тяжелым испытанием - физическим и моральным - для Антона. Из светлого мира
он попал в мрачное средневековье. Его тошнит от от вони и грязи, он теряет
сознание при виде смертей. Но Румата играет роль гуляки-аристократа, для
которого важны только развлечения, и понимает, что вживается в созданный им
образ: грубит, хамит, задирается. Слово игра, мне думается, ключевое в его образе. Он, похоже, не
работает всерьез, а, как и в детстве, играет. Все кажется ему происходящим на сцене, где после его особенно удачной реплики грянут аплодисменты. Румата
не понимает свою задачу, признается старшему коллеге: "Конструктивных
предложений у меня нет. Но мне очень трудно держать себя в руках." Боясь честно рассказать о своей неготовности к работе, Антон допустил
катастрофу.
За 5 лет жизни на чужой планете Румата начинает презирать и ненавидеть
всех, кто не входит в круг его друзей. Да и стратегия землян его не устраивает: его натура, как в играх, требует сражений. Ведь недаром Румата - постоянный участник
дуэлей, хотя убивать противника Антону нельзя.
Он, не щадя затрат времени, сил и
средств от гибели нескольких грамотеев, но, в целом, мало что предпринимает
в рамках эксперимента для всего населения.
Вместо Руматы влияние на короля оказывает дон Рэба, действующий в
интересах Ордена, цели которого противоположны прогрессу. Его личность Румата
недооценил, высокомерно посчитав мелкой персоной, что, в конечном счете, и
привело к трагедии. Сорвавшись, Румата бросается убивать всех, встретившихся по пути к дворцу, стремясь отомстить за
любимую. Пророческими оказались его мысли:"Колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся
на Земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой".
Образ всемогущего, всезнающего бога Румате Антону не по плечу. Антон
силен только тем, что он землянин далекого будущего: неуязвим для врагов, может
из мусора и песка синтезировать золото, читает Шекспира в собственном переводе на местный язык. За его спиной стоит родная планета, всегда
готовая его Поэтому его
собеседники-аборигены, оценивая его в качестве бога, прямо советуют уйти и не мешать им, раз не
в силах реально
Авторы помещают повествование о прогрессоре Румате в Арканаре между
прологом и эпилогом, где говорится об Антоне на Земле. В прологе показаны черты
характера подростка Антона: эгоцентризм, упрямство, желание выделиться, склонность
к опасным и глупым действиям, неумение оценить обстановку, самооправдание. Именно это и помешало ему в работе. А в эпилоге
те же Анка с Пашкой, по-дружески сочувствующие и не отошедшие от него, все же
не могут принимать Антона прежним. Анке кажется, что его руки в крови. А Пашке –
что Антон выбрал не тот путь.
Мне его очень
жаль. Румата-Антон - человек, потерпевший крах своей мечты при столкновении с реальностью, обнаруживший не
к выбранной им деятельности, ставший причиной гибели людей и осложнения прогрессорства для землян. Он
испытал серьезный психологический надрыв, мало говорит, молчит и бродит в
одиночестве. И никто не знает, о чем он думает
События в " Ревизоре" происходят в тридцатые годы девятнадцатого века. Растрата казенных денег, мздоимство, пренебрежение к запросам простого человека были в тогдашней жизни почти повсеместно.Н. В. Гоголь и изображает такими чиновников.
Городничий. Неглуп. Верно судит о причине приезда проверяющего . Его интуиция подсказывает, что если уж он " обманывал мошенников над мошенниками", то и ревизору можно пустить пыль в глаза и найти к нему подход. Как ? Дать взятку ! " Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят, " - размышляет он. Он постоянно ворует из казны и хочет лишь одного : стать генералом... Зачем ? Да затем, чтобы возвышаться над людьми, управлять ими, не задумываясь над собственным совершенством. С управляемыми он груб, с управляющими льстив, почтителен. Ревизору он подобострастно кивает, хочет показаться исполнительным, заботящимся о благе государства.
Вторым лицом в городе является судья Ляпкин - Тяпкин. Судей обычно избирают. Он может поспорить, потому как " вольнодумец" и прочитал шесть книг. У него, что ни слово, то Цицерон с языка слетел. Судья берет взятки щенками, борзыми. А что же дело ? А он им вообще не занимается ...
Земляника, попечитель богоугодных заведений. В его больнице умирают люди, нет даже простейших лекарств, а Гибнер, врач, вообще не говорит по-русски. В больнице - полна антисанитария. Он наговаривает на всех своих коллег, чтобы обелить себя и оправдать свое бездействие.
Шпекин, почтмейстер, вскрывает письма . Бобчинский и Добчинский соревнуются в распространении сплетен по городу.
Один чиновник не похож на другого . Вместе они составляют класс, класс негодяев, паразитирующих на бесправии других. Николай Васильевич Гоголь смеется над ними, над их глупостью, отсутствием чувства ответственности, низким культурным уровнем. Такова жизнь ! ..