1) Тема рассказа -это взаимоотношения человека и природы взаимосвязи человека,как части природы.Главная мысль-тайга слабых не любит,человек должен обладать силой воли,познаниями и опытом,чтобы считаться по праву "хозяином тайги".Васютка смог выжить,так как любил свой край,знал природу и соблюдал её законы.
2)Мать учила всегда иметь с собой хлеб и спички,первая наука в тайге.Учила делать зарубки-затеси и не отходить от них далеко,чтобы не потеряться.
3) Как заблудился-погнался за глухарём.Почему заблудился-потерял осторожность и внимание от радости и азарта,забыл о то,чему его учили взрослые.Что почувствовал,когда понял,что заблудился-отчаяние,панику,страх,затем оцепенение и отрешённость.Паника сменилась вопросом-что же делать,как выживать ночью в тайге,тогда Васютка почувствовал надежду и развёл костёр.
4) Васютка заблудился в тайге,погнавшись за глухарём.Сначала у него началась паника,когда он понял,что заблудился,но потом он взял себя в руки и стал вспоминать всё,чему его учили взрослые,что говорили о тайге и как себя вести-это и ему не пропасть,а выжить и вернуться домой.
5) Ключевые моменты в раскрытии характера героя:
взрослым говорит о заботливости,растёт
-Смог взять себя в руки-сила характера,смелость.
-Нашёл дорогу к реке-целеустремлённость,знание тайги,умение выживать.
-Сумел показать озеро -хозяйственность,не мимо рыбы,прекрасная память и понимание природы.
6)В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов,делая рассказ образнее,пейзаж ярче,характеры людей полнее,передавая эмоциональное состояние героев.
Тайгу автор делает действующим лицом,роль пейзажа в рассказе занимает важное место.Автор рисует красоту родного края,незабываемость и особенность природы,с сочных эпитетов,выразительных сравнений.
Эпитеты:"взлахмаченная ель","тихий лес","молчаливая тайга","неподвижный тума","мохнатые тучи","редкие облака","таинственный шорох","сонная тайга","тайга равнодушная, глухая, угрюмая","чуткий клюв","таинственные звёзды","кровянистое небо","большой ход(рыбы),"велика наша Родина","скучное житьё","памятное озеро","потрясающее открытие","трудовое веселье","счастливый Васютка".
Сравнения:"белка,будто пушинка","веки,будто грузила","бесшумно,как сова","орехи,как пчёлки","сук,как тупой пилой срезанный","голос упал кедровой шишкой в мешок","тропинки,что морщинки на лбу деда","кедровки(кричали) на манер базарных торговок","облака спрессованной ватой","месяц,как ноготок","середина озера-раскалённая сковородка","глухарина,как леший","тайга как тёмное,зелёное море","щёлкнул языком,будто спуск нажал","красные листья,будто пластины свёклы".
Природа оживает в произведении с олицетворений,звери ,птицы,рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.
Олицетворения:"ветер разгладил" (лица людей),"звёзды перемигивались","темень прячется","разбушуется осень","плакала сойка,стонали гагары","осинник разделся донага","небо прижималось","костёр чихнул,зашипел,защёлкал","плакала сойка".
Метафоры показывают величия края,добавляют образность,
разгадать скрытый смысл произведения.
Метафоры:"тайга кормилица","озеро кляксочка","выполз туман","табун птиц","клейкий туман","звук растаял","лес в унылой задумчивости","рыба тучами(ходила),"шершавая складка коры","озеро подёрнулось морщинками","начали прорезаться звёзды","по-детски заплакала желна".
Автор использует и перефраз ,заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Перифраз:"глухарь-огромная птица","утка-небольшой комочек","Васютка-лихорадка болотная""кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная".
Диалектными словами,просторечием изобилует речь людей.С их автор показывает местную жизнь,даёт почувствовать читателям особый колорит,характер жителей Заполярья.
7)Рассолодели от безделья-располнели;нету фарту-нет везения,удачи; осеннюю путину-осенний рыбный промысел,ловля; привыкли парнишкой помыкать-привыкли командовать мальчиком.; посадить на мушку... птицу-прицелиться,взять в прицел; заполошной стаей закружились... листья-листья закружились от порыва ветра,как всполошённая стая птиц..
8) Идея автора-показать единство человека и природы.Прекрасен окружающий мир,а мы живём в этом мире.Человек-это часть природы,любя и понимая природу,человек выживает в тайге.Охранять и бережно относится к природным богатствам-это наша обязанность.У каждого из нас в жизни есть своё "озеро",главное не пройти мимо,а открыть его ,осознав простые жизненные ценности.
Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый "храм бессмертия". У всех у них много, а у иных, как, например, у Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, -- взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин. Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству, -- сами становятся историей. Мы изучили "Онегина", его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие герои века, например, лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако, в неподвижности, как статуи на могилах. Не говорим о явившихся позднее их более или менее ярких типах, которые при жизни авторов успели сойти в могилу, оставив по себе некоторые права на литературную память. Называли бессмертною комедию "Недоросль" Фонвизина, и основательно, -- ее живая, горячая пора продолжалась около полувека: это громадно для произведения слова. Но теперь нет ни одного намека в "Недоросле" на живую жизнь, и комедия, отслужив свою службу, обратилась в исторический памятник. "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.