Александр Сергеевич Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. Он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков. Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгородской крепости жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице...”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу вызволить Машу из рук Швабрина. Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!” Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек. Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.
1. Герои - свинья, ворон, дуб 2. Свинья- невежество, глупость, лень Ворон - в некой степени наивность ( напрасно он пытается открыть глаза свинье на её глупый поступок) Дуб - мудрость
3. Осуждает свинью. Высмеивает невежество , глупость и недальновидность главной героини. 4. Мораль басни заключается в строках, которые произносит Дуб: "Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут". 5. Смысл басни можно выразить такими пословицами , как " Не руби сук, на котором сидишь" " Не плюй в колодец , пригодится воды напиться" Рядом с нами можно встретить немало людей, которые ничего не видят дальше своего носа. Басня понравилась тем, что содержит полезный урок,в прочем , как и все басни Крылова. Читая басню, анализируя героев её, мы узнаём своимх знакомых.
Больше всего на свете Швабрин боится за собственную жизнь, поэтому он без колебаний признает "самозванца царем, переодевается в казацкую одежду, остригается. Ему неведомы чувство долга и собственного достоинства, ради личной выгоды он готов на все, поэтому-то и унижается перед Пугачевым, стараясь угодить ему. "Проворен, нечего сказать! " — говорит о нем попадья. Пугачев, не успев узнать этого человека, уезжает из крепости, оставив его за старшего. Гринев тоже вынужден уехать, и Швабрин провожает его "с выражением искренней злобы и притворной насмешливости", ведь после своего предательства ему очень хотелось, чтобы Гринев был наказан Пугачевым за верность императрице и долгу дворянина. Однако, оставшись в крепости, Швабрин не прекращает своих гнусных злодеяний. Маша Миронова, беззащитная девушка, осталась в его власти, и он посадил ее под замок на хлеб и воду, пытаясь принудить к замужеству. Грубые домогательства Швабрина отнюдь не говорят о его любви к дочери убитого коменданта. Напротив, своими действиями он таким образом старается досадить и отомстить своему врагу — Петру Гриневу, который в это время изыскивал освободить любимую девушку из жестокого плена. Когда Гринев под защитой Пугачева приехал в крепость, Швабрин от непереносимого страха за свою жизнь падает перед "царем" на колени, позабыв о гордости и чувстве собственного достоинства. Омерзение вызывает у Гринева вид "дворянина, валяющегося в ногах беглого казака". Когда Петр уезжал, увозя Марью Ивановну из крепости, лицо Швабрина "изображало мрачную злобу". Даже сейчас, уничтоженный собственной подлостью и бессовестными поступками, Швабрин не теряет надежды отомстить Гриневу. После подавления восстания Швабрин попадает в руки императорского суда. Произошедшие за это время события очень изменили его внешность: "Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена". Его вид вызывает неприязнь, однако сил Швабрина хватает на совершение последней, самой неожиданной подлости. Он дает лживые показания, обвиняя Гринева в измене и шпионаже. Швабрину уже нечего терять, ведь он давно утратил остатки совести и человеческого достоинства. Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, — коварным, жестоким, беспринципным. Однако победа Гринева обернулась поражением Швабрина, который так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не сумел понять, что на самом деле он изначально — мертвый человек.
Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгородской крепости жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице...”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.
Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.