"Герой нашего времени_ первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Основная проблема романа "Герои нашего времениопределена М. Ю. Лермонтовым в предисловии: он рисует "современного человека, каким он его понимает, его герой - портрет не одного человека, а "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения. В образе Печорина получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам Герцена, на поверхности "видны были только потери, внутри же "совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная.Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: "Мы не более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее близким, семье "честных контрабандистовМери, Грушницкому. При этом он является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя "нравственным калекой, не раз сравнивает себя с палачом. Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью он не может ответить на вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?Жизнь томит Печорина: "Я - как человек зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но все же живая душа Печорина проявляет себя и в потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаяния, когда он понял, что навек потерял Веру, в отдаваться обаянию природы даже перед дуэлью, в умении взглянуть на себя со стороны.В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том что он сделался "нравственным калекой. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между его человеческой сущностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...Жить для Печорина, а именно такова функция первого человека, - "быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замысловПечорин отличается от остальных персонажей романа именно тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд.
Историческая повесть Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков - смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи – отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время – для героя является идеалом жизни. И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь – чтобы они «отведали настоящей жизни». Поначалу Бульба, уважаемый и авторитетный среди товарищей казак, как бы отходит на второй план. Во время битв с поляками все чаяния героя направлены на сыновей. И они оправдывают надежды старого отца – бьются, как настоящие воины. Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень – Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков. Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» - Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором – его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына – патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине. Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына – Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному – мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови. Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал своим. Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем – истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?
Чиновники уездного города В комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" чиновничество уездного города N изображено в смешном и нелепом виде. В их лице Гоголь высмеял типичные пороки чиновничества России тех лет - взяточничество, казнокрадство, равнодушие к делу, которое приставлен делать. Недаром город в комедии назван просто N: эти пороки были типичны для всей России. Городничий, то есть градоначальник, глава города, не только не борется со взяточничеством подчиненных, но и сам убежденный взяточник. По его мнению, брать взятки - это "самим богом устроено". Городничий - казнокрад. Средства, выделенные на постройку церкви, он разворовал, поэтому велит всем говорить "ревизору", что церковь строилась, но сгорела. Решать все проблемы с взяток для чиновников типично, поэтому и ревизора было решено подкупить. Подчиненные городничего такие же, как и он сам. Судья с "говорящей" фамилией Ляпкин-Тяпкин свою работу выполняет очень небрежно, к тому же берет взятки и не стесняется об этом говорить. А поскольку судья - заядлый охотник, то взятки берет борзыми щенками. Попечитель богоугодных заведений Земляника тоже выполняет свою работу спустя рукава. Его совершенно не волнует, что в подведомственной ему больнице больные умирают, потому что лечить их нечем, да и доктор по-русски не говорит. В общем, чиновники уездного города N все как один взяточники, казнокрады и бездельники.