В своей поэме "Княгиня Трубецкая" Николай Алексеевич Некрасов рассказывает читателю, как княгиня Трубецкая - молодая жена декабриста едет за ним в сибирскую ссылку.
Прощаясь с отцом, которого она уже вряд ли увидит, княгиня говорит о долге, который зовет ее поступить именно так:
О, видит бог!... Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет... Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!
Княгиня Трубецкая любит своего мужа и считает, что разделить его судьбу - ее долг. Она оставляет Петербург, со всей его роскошью и светской жизнью - балами, театрами, развлечениями. Она едет в дикий, необжитый край. Княгиня прекрасно понимает, что едет навстречу тяжелой, полной лишений жизни, зато с любимым мужем. В этом проявляется ее мужество. Поэтому я считаю поступок княгини Трубецкой настоящим подвигом: она знала, что ее ждет - и все-таки она поехала.
Стрижи более всех других птиц живут в воздухе и деятельны с раннего утра до поздней ночи; силы их,по-видимому, никогда не ослабевают, и ночной покой ограничивается лишь немногими часами. Прекрасныйлетательный аппарат дает им возможность без затруднения пролетать такие пространства, что если ихсложить вместе, то окажутся сотни километров. По полету они отличаются от ласточек тем, что летают ввысоких слоях атмосферы, а некоторые виды поднимаются до такой высоты, что совершенно ускользают отнашего взора. Их можно узнать издали: когда крылья распущены, то они похожи на серп луны и двигаютсятак быстро и сильно, что более напоминают порхание насекомых и колибри, чем полет других птиц. Иногдастрижи несколько минут сряду двигаются в воздухе, лишь слегка поворачивая крылья и хвост и так малоизменяя положение этих летательных органов, что мы их едва замечаем; несмотря на это, они, однако, сбыстротой стрелы носятся в воздухе. Стрижи мастерски умеют поворачиваться и кружиться на лету, но покрасоте движений стоят далеко ниже настоящих ласточек. На земле это самые бес существа: онине ни ходить, ни даже ползать. Зато они лазают, если не очень искусно, то по крайней мересносно, по стенам и скалам, пролезая вверх и вниз в щели и трещины.