Повесть "Обман" — произведение для детской аудитории, но совершенно серьёзное, абсолютно не наивное и не сказочное, показывающее реальную жизнь школьника, столкнувшегося с трудностями и пытающегося выбраться из вороха проблем.
В жизни Серёжи Журавлёва всё шло как по маслу. Они жили вдвоём с мамой и были по-настоящему счастливы. Но однажды в их жизни появился третий — новый муж мамы Никодим. Я же сразу чувствовала, что неспроста Серёжа не взлюбил Никодима! Сама замечала за ним настораживающие моменты, всё надеялась, что и Анна, мама мальчика, их заметит. Но нет. Вроде бы и прижился у них Никодим, и подарки Серёже дарил, и всё было спокойно, но мальчик всегда чувствовал, что не так-то прост этот Никодим.
Очень больно читать о проблемах, которые обрушились на Серёжу, ещё совсем ребёнка. Не хочу пересказывать сюжет, поэтому не буду описывать детали, просто скажу, что сюжет очень тяжёлый. Сначала читаешь, и вроде бы всё хорошо, я даже подумала, что это обычная лёгкая детская книга. А потом... Резко всё меняется, не успеваешь перестроиться. Будто рухнуло всё перед глазами. Жаль не только Серёжу, жаль и бабушку его, и маму, конечно. Только Никодима не жаль и мать его, которая не упускала возможности выгородить великовозрастного сыночка, а то как же он без её опеки, пропадёт же. Подлые люди, что с них взять.
Такие разные персонажи встречаются в этой книге: злые и добрые, подлые и благородные, честные и обманщики. Переживаешь за многих, особенно за Серёжу, думаешь: ну хоть бы он правильный выбор сделал! Не осуждаешь его в любом случае, всё понимаешь и прощаешь. Да и к чему судить? Жизнь и так всех рассудит, каждый в этой повести получит то, что заслужил.
рассказ и. с. шмелева «как я стал писателем» носит автобиографический характер. это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства.
первый период своей жизни автор называет «дописьменным» : он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати» . он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки» . в гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках» . увлекшись романами жюля верна, автор пишет «поэму» о путешествии на луну на воздушном шаре гимназических учителей. «поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. оправдываясь, что это у него «лирическое отступление» , как у гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.
таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. и лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. писать на поэтические темы «было одно блаженство» , и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. этот человек сыграл большую роль в становлении шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце» .
третий период творчества был «печатный» . написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. кабинет редактора казался ему «святилищем» . ответа на рассказ надо было ждать «два месяца» , потом еще «два месяца» … юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. и новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва» . сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.
юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.