По всей Европе обитает, На зиму в Африку летает. С ним весело и не до скуки - Легко заучивает звуки. И, суть мелодии схватив, Он повторит любой мотив. Живёт под крышею певец Красавчик, умничка - … (СКВОРЕЦ).
Пара Соня Мармеладова — Раскольников построена по принципу антитезы, Мармеладова — нравственный антипод героя. Она избрала иной путь, нежели Раскольников, — не бунт, но смирение перед Богом. Любовь и внутренняя сила Сони Раскольникова. Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семён Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорблённых», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя. Однако претензии на «благородство» не помешали Мармеладо- вым принять Сонечкину жертву:« Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! ...Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!» — думает о них Раскольников. Мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня занимают довольно скромное место в системе персонажей. Между Расколь- никовым и его сестрой и матерью существует только видимость родственных отношений, на самом деле они уже почти чужие. В распаде родственных отношений виноват прежде всего Раскольников. Но его сестра и мать также не свободны от трагической вины. И хотя они не совершили никакого преступления, у них были «преступные» намерения. Дуня хотела пожертвовать собой ради брата, выйти замуж за человека, которого не любила и не уважала и который к тому же не уважал её. Соотносятся по принципу контраста также образы главного героя и его друга, Разумихина. С образом Разумихина связан один из выражения авторской позиции в романе: у Разумихина есть черты героя-резонёра, высказывающего некоторые взгляды самого писателя (герой даёт нравственную оценку теории Раскольникова: «кровь по совести» «страшнее, чем бы официальное разрешение проливать кровь, законное»). Автор показывает, что пути современной ему молодёжи могут быть разными. Кто-то становится «рабом» модных теорий, отвергая Бога (Раскольников), кто-то же сохраняет нравственную « почву различать добро и зло (Разумихин). Однако из самых ярких и «загадочных» персонажей романа — следователь Порфирий Петрович. Он — представитель закона, но не того закона, к которому тщетно взывала Катерина Ивановна. Порфирий Петрович олицетворяет суд праведный и справедливый. Однако в Порфирии Петровиче есть очень многое от «гордого» человека, и он сам это осознаёт. И именно из-за своей гордыни следователь чувствует себя одиноким, смысл жизни ускользает от него («Я, знаете... законченный человек, закостенелый чело- век-с »). Рассматривая всю систему персонажей как разветвлённую сеть двойников Раскольникова, несомненно, можно и Порфирия Петровича отнести к проекциям главного героя. Образ старухи-процентщицы, хотя она почти не участвует в действии, — образ ёмкий, символический: старуха является не только жертвой преступления, но и символом мирового зла, на которое отважился замахнуться Раскольников. Образ Миколки связан с идеей добровольного страдания — Миколка как бы показал пример Раскольникову, кроме того, его признание отодвинуло развязку конфликта между главным героем и следователем. Образ Лизаветы, второй, случайной жертвы Раскольникова, связан с антитезой «смирения» и «бунта». Лизавета принадлежит к разряду «смиренных» персонажей — таких, как Соня или покойная невеста Раскольникова (о которой в романе упоминается несколько раз). Итак, система персонажей романа «Преступление и наказание» сложна и интересна: почти все герои образуют сопоставимые пары, то есть реализуется принцип зеркальности, двойничества.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды. Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза. Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”