Стихотворение написано в 1858г., не позднее апреля, возможно обращеноко второй жене Эрнестине Федоровне. К весне 1858г. домашняя жизнь поэта, представлявшаяся чуть ли не образцом семейного счастья, зашла в тупик. "Обморок духовный" (так назвал поэт свою роковую" последнюю любовь")не проходил. Обстановка в доме поэта была безрадостной несмотря на внешнее спокойствие и безмолвие. Молчит сидящая женщина, молчит мужчина.. . Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени, - И страшно грустно стало мне, Готов был пасть на колени, т. е. повиниться, попросить прощения, но это только внутренний жест, ибо полная страстей жизнь, которая когда-то бушевала между ними, пережита безвозвратно. Поэтому-то он и стоит МОЛЧА и в СТОРОНЕ, а она, как бы не замечая его присутствия продолжает перебирать старые письма.. . Как от присущей милой тени. Это стихотворение перекликается со стихотворением 1832г. "Как над горячею золой".Видимо поэт сравнивает свой первый брак с новым"безрадостным тупиком, в котором оказалась его семейная жизнь. Даже размер стиха один и тот же: четырехстопный ямб. Однако есть и разница: в 1832 году поэт верит, что еще может вырваться из "нестерпимого однообразия"обыденности. Вырваться и"просиять"! Спустя четверть века не осталось и призрачной надежды. Если раньше Тютчев сравнивал свою жизнь со свитком, который еще дымится над горячею золой, то теперь это уже не горячая, а остывшая зола, и слова и строки уже не свиток, а всего лишь"груда писем",мертвые останки убитой любви. Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Уже нет и намёка на сердечный пламень. Даже грусть теперь другая, не просветленная надеждой, страшная, безнадёжная, безжизненная грусть.
Художественные средства выразительности: эпитеты – знакомые, горестных, милой… ; аллитерация – з, р, б, ж, в (придает выразительность) ; олицетворение – знакомые мечты, любви и радости убитой; инверсия – стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. Пафос стихотворения пробуждает сильные и яркие переживания. Рифма перекрестная. Сравнение - и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. В конце строк стоит многоточие – недосказанность. Антитеза – любовь и горесть.
Маша, Марья Кириловна Троекурова — нежная дочь грозного провинциального самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен двадцатитрехлетний Владимир Дубровский, наследник помещика, разоренного ее отцом. Возраст; белое платье уездной барышни; воспитательница-француженка (мамзель Мими, прижившая от Кирилы Петровича Троекурова Сашу, сводного брата М.); огромная библиотека, составленная в основном из французских писателей XVIII в. и находящаяся в полном распоряжении пылкой читательницы романов, — все эти составляющие образа М., в разных сочетаниях, присущи разным героиням Пушкина. На устойчивом фоне заметнее индивидуальные черты: скрытность, внутреннее одиночество, твердость. Характер воспитан обстоятельствами: отец то ублажает любимую дочь, то пугает неукротимостью гнева; соседи страшатся Троекурова — искренность исключена; увеселения Кири-лы Петровича не допускают женского общества; сводный брат слишком мал; мать умерла.
Прежде всего, различия между героями мы находим в их внешности. Если о Ларре автор говорит, что он «красивый и сильный» , но при этом не забывает отметить, что его глаза «холодные и гордые, как у царя птиц» , то Данко также по описаниям «красив и смел» , но «в очах его светилось много силы и живого огня» . Видимо, различное воспитание определяет и различное представление героев о смысле и целях жизни. Ларра не похож на других людей - не хочет жить, как они, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Одним словом, хочет «сохранить себя целым» . Данко же, в отличие от Ларры, «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» . Его мечта - свобода не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников. Именно поэтому он берет на себя ответственность за все племя и, жертвуя собой, выводит их из темного леса к «золотой сияющей реке» . Различными путями к своей цели в жизни идут герои. Ларра считает себя «первым наземлеи, кроме себя, не видит ничего» . Поэтому он презирает других людей, считает себя вправе властвовать над ними. А люди наказывают героя за его гордыню - изгоняют его из своего племени, выбирают для гордеца Ларры самое страшное наказание - одиночество и бессмертие. Наказание для Ларры «в нем самом» . Совсем неожиданной оказывается и судьба Данко. «Гордое сердце », которым герой освещал путь из топи и болот к свету, свободе и счастью, растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего- то» . Люди не прощают превосходства над собой, и именно за это наказан Данко.
обращеноко второй жене Эрнестине Федоровне.
К весне 1858г. домашняя жизнь поэта, представлявшаяся чуть ли
не образцом семейного счастья, зашла в тупик.
"Обморок духовный" (так назвал поэт свою роковую" последнюю
любовь")не проходил.
Обстановка в доме поэта была безрадостной несмотря на внешнее
спокойствие и безмолвие.
Молчит сидящая женщина, молчит мужчина.. .
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Готов был пасть на колени, т. е. повиниться, попросить прощения, но
это только внутренний жест, ибо полная страстей жизнь, которая
когда-то бушевала между ними, пережита безвозвратно.
Поэтому-то он и стоит МОЛЧА и в СТОРОНЕ, а она, как бы не замечая
его присутствия продолжает перебирать старые письма.. .
Как от присущей милой тени.
Это стихотворение перекликается со стихотворением 1832г.
"Как над горячею золой".Видимо поэт сравнивает свой первый брак с
новым"безрадостным тупиком, в котором оказалась его семейная жизнь.
Даже размер стиха один и тот же: четырехстопный ямб.
Однако есть и разница: в 1832 году поэт верит, что еще может вырваться из
"нестерпимого однообразия"обыденности. Вырваться и"просиять"!
Спустя четверть века не осталось и призрачной надежды. Если раньше
Тютчев сравнивал свою жизнь со свитком, который еще дымится над
горячею золой, то теперь это уже не горячая, а остывшая зола, и слова и
строки уже не свиток, а всего лишь"груда писем",мертвые останки убитой
любви.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Уже нет и намёка на сердечный пламень. Даже грусть теперь другая,
не просветленная надеждой, страшная, безнадёжная, безжизненная грусть.
Художественные средства выразительности: эпитеты – знакомые, горестных, милой… ;
аллитерация – з, р, б, ж, в (придает выразительность) ;
олицетворение – знакомые мечты, любви и радости убитой;
инверсия – стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени.
Пафос стихотворения пробуждает сильные и яркие переживания. Рифма перекрестная. Сравнение - и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени.
В конце строк стоит многоточие – недосказанность.
Антитеза – любовь и горесть.