1. Реквием — это траурный жанр музыки. Я считаю, что Ахматова использовала этот термин в качестве выражения своих эмоций на происходящее вокруг в стране и с ней самой, и со всеми жителями этой страны.
2. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию. И в начале, автор говорит о том, что происходило с большей частью населения, и с ней в том числе, чтобы показать реальное положение дел на тот момент.
3. «Реквием» полностью соответствует структуре и содержанию поэмы. Она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Стихи отличаются друг от друга по ритму, по стилю. Некоторые из них напоминают народные песни, в других появляются библейские темы. Однако все произведения, вошедшие в этот. цикл, объединяют мотивы горя, утраты, смерти. Произведения, включенные в цикл «Реквием», передают душевное состояние, переживания лирической героини Ахматовой. Именно они составляют содержание произведения.
4. Особенность композиции поэмы заключается в том, что первые две главы образуют пролог, а две последние — эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы.
5. Сюжет поэмы составляет личная трагедия поэтессы, а главная идея произведения — выражение масштабов народного горя.
6. Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего. «Шла как на выносе» — это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к картине.
7. Вторая глава представляет собой переживания за арест мужа и сына Ахматовой, уже в иных красках и эмоциях. В этой главе упоминается жёлтый цвет. "Желтый" цвет имеет как положительную, так и отрицательную символику. В данном случае он упоминается как в связи с отчаяньем и грустью героини, так и для олицетворения языка общения с богом.
8. Страдания поэтессы достигли апогея, в результате она практически ничего не замечает вокруг. Вся жизнь стала похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются эти несвязные строки.
9. Тема двойственности героини развивается как бы в нескольких направлениях. Она видит себя в безмятежном и сопоставляет с собой нынешней.
10. С глаголов, в «Реквиеме» привычное соотношение вещей для героини смещается, рождаются фантасмагорические сочетания образов, причудливые цепочки ассоциаций, навязчивые и пугающие идеи, как бы выходящие из-под контроля сознания.
11. В строки вложен религиозный смысл. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии; страдания сына – с муками Христа, распинаемого на кресте.
12. Объявленный приговор и связанные с ним мрачные, траурные предчувствия вступают в противоречие с миром природы, окружающей жизнью: «каменное слово» приговора падает на «ещё живую грудь».
13. Все действия, предпринимаемые героиней, носят противоестественный, больной характер: убивание памяти, окаменение души, попытка «снова научиться жить», как бы после смерти или тяжёлой болезни, т.е. после того, как «раз-училась жить». Всё пережитое Ахматовой отнимает у неё самое естественное человеческое желание – желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжёлые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается «К смерти», зовёт её, надеется не её скорый приход. Смерть для неё - освобождение от страданий.
14. Когда приходит безумие, Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной, и в этом случае можно сказать, что безумие не сильнее смерти, это просто следующая ступень в осознании действительности, которую, по-видимому, суждено преодолеть не всем.
15. Судя по образам и мотивам, в главе 10 раскрывается вся боль матери, потерявшей сына, в связи с этим объяснимо появление в поэме картины Распятия Христа в сознании героини на грани жизни и смерти.
Можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? Или оно фальшивое, лицемерное? Хочется думать, что это не так. Понтий Пилат страдает от страшных головных болей. Только Иешуа мог ему Головная боль — это своего рода расплата. Не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.
После гибели Иешуа Понтий Пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы бродячего философа. Но сделать уже ничего нельзя. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Понтий Пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.