Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил! ответьте на вопросы 1.как вы думаете почему салтыков щедрин называет свою сказку повестью? 2.выделите фантастические моменты в развитии сюжета повести
ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ РАСКОЛЬНИКОВА Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа «Преступление и наказание» —Раскольников и его «наполеоновская» теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым— именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле—создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории— показать как читателю, так и самому герою. Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого —интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго — убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности. Лужин — предприниматель средней руки, это разбогатевший «маленький человек», которому очень хочется стать человеком «большим», превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников —нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь
В отдалённом от цивилизации селе, в старой рубленой избе жил дедушка Фома, старый, 70-ти летний мужчина. Ребята, жившие рядом, называли его дедушкой, но у старика не было детей, и звали его за глаза. У Дедушки Фомы была пасека, где-то на широком лугу, раскинувшемся за зелёными перевалами, обдуваемыми холодными ветрами в зимнюю холодную пору, когда даже старая собака Фомы сидела в крепко сколоченной конуре. Летом Дедушка уходил на луг, где у нкго была пасека, сколоченная им давным-давно. Большие мохнатые пчёлв с гулом вылетали из колод и стремились к цветам, собирать нектар. Когда наступала осень, Фома откачивал мёд из колод и ехал продавать его в город. И был счастлив.