Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете... К чему глубокие познанья, жажда славы, Когда мы их употребить не можем? И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:
Н.В.Гоголя "Мёртвые души". В этой замечательной поэме, написанной с большим юмором, много поучительного. Главный герой поэмы - Чичиков - негодяй и стяжатель, и на мой взгляд - нравственный урод. Меня поразил его жизненный путь с момента рождения до начала его бурной "деятельности" - скупки мёртвых душ. Я старалась вникнуть в причины его поведения, жизненные обстоятельства, влияние окружающих, уроки отца, которые Чичиков положил в основу своих отношений с людьми. Ради наживы он становится актёром в жизни, пускает в ход свою обходительность, изворотливость, умение обворожить человека. Становится страшно оттого, что подобные "Чичиковы" живут и в наше время, но они ещё более циничны и жестоки, потому что скупают не мёртвые души, а продают живые, не брезгуя ничем. Жуткая цивилизация. Гоголь предупреждает нас не быть опрометчивыми и легкомысленными в общении с предприимчивыми, недостаточно знакомыми нам людьми. Я бы рекомендовал(а) прочитать эту книгу своим одноклассникам и сделать для себя правильные выводы относительно действий героя, его поведения, нравственности.
Его стихотворение можно отнести к пейзажной лирики. это стихотворение описывается о ранней весне ,пробуждение природы от зимнего сна .читая это стихотворение ощущается весенняя атмосфера. В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.
В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.
В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!