Пугачеву. Милостивый государь, царь ли ты? Или ты обыкновенный бунтарь и кровопийца? У каждого из нас свои мотивации на определенные деяния, которые могут относиться или к добру или к злу. Возьмем ваше восстание и все расставим по полочкам. Вы остроумнейший человек. Кому, как ни вам, нести такое бремя в лице нового царя? Каждому крестьянину было не по душе самодержавие на Руси в то время. Екатерина II продолжила дело Петра 1, и в этом её величайшая заслуга. Но что она сделала для простого народа? ответ мы сами знаем, товарищи. Никто не смел, выступить с протестом, плюнуть на своеобразное бесчестье и стать извергом для русского народа. Это мог только ты, Пугачев. За эту смелость, наглость тебя можно предоставить к медали. Твоя идея была крайне элементарна: собрать простой народец и двинуться на престол. Ты, конечно, понимаешь, что любой мятеж не может обойтись без кровопролития. Не всё в нашем существовании так просто. Надо выбрать меньшее из зол. И вот тут твоя интуиция тебя подводит. Ты начинаешь силой заставлять крестьян, которые всем довольны и не хотят нечего менять, выступить против императрицы. Ты видишь в них немощь, ты осознаешь, что они потеряли силу воли. Что забыли они вкус свободы. И это тебя начинает сердить. Тыначинаешь задавать себе вопросы: почему все они бездействуют? Да потому, Емельян, что они не хотят другим причинить вреда. Ведь ради журавлика в небе им придется убивать, грабить, дабы раздобыть деньги на оружие и с силой собраться свергнуть самодержавие. Попал в волчью стаю - по-волчьи. И ты хотел заставить их идти вой против сердца, против души. Или они за тебя - или они в МОГиле. Ты возомнил себя, чуть ли не богом, стал вершить судьбами людей. И чтоб показать и доказать важность своего бытия, ты стал устраивать казни тебе непослушных у всех на глазах. И из чистых намерений ты стал олицетворением зла. И ты это знал, прекрасно знал. Ведь благими намерениями вымощена дорога в ад. Но ты пошел на это. И тебя казнили. Но твои деяния показали глубокие противоречия в самых недрах русского общества. И я смело могу сказать тебе, великий человек, что ты не зря жил, боролся и отдал свою жизнь.
1936 жылдың 15 қазанда Алматы облысының Қапал ауданындағы Қоңыр ауылында туған. Найман руынан шыққан.[1]
1957-1963 жж. ҚазМУ-де сырттай оқыған, 1971 жылы Мәскеудегі Жоғары әдеби курсты бітірген.
1954-1962 жж. туған ауылында колхозшы, мұғалім, аудандық, облыстық газеттердің әдеби қызметкері, 1962-1972 жж. «Жұлдыз» журналында, «Қазақ әдебиеті» газетінде бөлім меңгерушісі, Қазақстан Жазушылар одағында кеңесші, Көркем әдебиетті насихаттау бюросының директоры, 1972-1977 жж. Қазақстан КП Орталық Комитетінде жауапты қызметкер, 1977-1980 жж. «Қазақ әдебиеті» газетінің бас редакторы, 1980-1984 жж. Қазақстан Жазушылар одағының хатшысы, 1984-1986 жж. «Жазушы» ба директоры, 1988-1991 жж. ҚЖО-ның екінші хатшысы болған.
XI сайланған Қазақ КСР Жоғарғы Кеңесінің депутаты.
В рассказе автор поднимает важную нравственную проблему. В этом рассказе дочь никак не может увидеться с матерью. А не может ли? Скорее просто не хочет. У нее нет времени, она занята своей работой. У нее так сказать своя жизнь. Ее старушка мать доживает свой век совсем одна. К ней ходят совершенно чужие люди. которые оказываются более сердечными чем ее собственная дочь. Но, когда Настя приезжает в деревню (получив письмо) , с запоздалым раскаянием то уже поздно. Она обнараживает лишь свежий могильный холмик. Как жаль, что раскаяние приходит к нам так поздно, когда ничего уже не изменишь.. .
У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Но всегда ли мы осознаем, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, то есть забыть себя ради своего ребенка, и есть первый и истинный признак любви. Однако мы не всегда понимаем, что значит для нас мать. Часто мы видим в ней человека, который готовит, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Как часто мы обижаемся на родителей, как часто обижаем их. А ведь родители любят нас такими, какие мы есть и нет ничего горше одинокой старости. или не то?