Композиция стихотворения такова, что первые две строки каждой строфы рисуют собственно пейзаж, а последние две — рефлексию поэта, пытающегося познать мотивацию и судьбу привлёкшего его внимание паруса. Однако, Лермонтов при этом отказывается от характерной для него монологичности лирики.
Символическое значение стихотворения связано с романтической тематикой свободы и одиночества. Это своеобразное переосмысление тем, свойственных для ранней лирики Лермонтова, который писал «Парус» в тяжёлый переходный период своей жизни, вызванный разрывом уз, связывающих его с рассматривая своё прежнее «Я» не как преодолённое, но как потерянное. Поэтому в ранних редакциях выражалась бесцельность странствий («Увы! он ничего не ищет»), заменённая впоследствии утверждением о бесцельности лишь поиска счастья и подчёркнутым финальным вызовом миру.
7.Ввиду обилия устаревших написаний, в современных редакциях, особенно в школьных учебниках, слова могут писаться в соответствии с современной орфографией: например, «скрипит» вместо «скрыпит», «одинокий» вместо «одинокой».
Примечательно, что в раннем варианте первая строка звучала как «Белеет парус отдаленный», а не «одинокой». Окончательный вариант первой строки был позаимствован у А. А. Бестужева-Марлинского из поэмы «Андрей — князь переяславский» (глава I, строфа XV, строка 19).
8.
ответ:
создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на кавказ (вторая ссылка).
тема – одиночество и изгнание.
композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.
жанр – стихотворение, философская лирика.
стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.
олицетворение – “вечные странники”.
сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
риторические вопросы – кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
антитеза – “с милого севера – в сторону южную”
подробнее: