История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.
Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.
Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ
Метафоры – «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».
Эпитеты – «два мощных, два живых крыла».
План
История создания
Тема
Композиция
Жанр
Средства выразительности
Бонус
Тест по стихотворению
История создания
Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.
Смартфон Huawei P 30 Pro
CONSUMER.HUAWEI.COM
₽
К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.
Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.
Тема
В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.
В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».
Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.
Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.
Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.
Средства выразительности
Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.
Объяснение: вот так вот 0-0
Наиболее важными эпизодами повести для характеристики главных героев являются:
1. Андрий — разговор с полячкой в осаждённом городе (Андрий отказывается от отца, товарищей и Отчизны и говорит, что на всё готов ради неё) и его смерть (когда Андрий увидел Тараса, то побледнел и ничего не мог сказать в своё оправдание, но перед смертью он имя прекрасной полячки — это были его последние слова);
2. Тарас — убийство Андрия (Тарас не мог смириться с предательством сына, Андрий стал для него врагом, поэтому Тарас приказал заманить его в лес и там застрелил) и смерть Тараса (когда Тараса поймали поляки и привязали к дереву, чтобы сжечь живьём, он думал не о себе, а как казакам: даже когда огонь подобрался совсем близко, он радовался, что товарищам и насмехался над поляками);
3. Остап — смерть (Остап мужественно выносил пытки страшные пытки, он не издал ни одного стона).
Н.В. Гоголь восхищается Остапом и Тарасом, для него они — настоящие национальные герои. Андрия он презирает за предательство, но и сочувствует ему, так как он погиб в расцвете сил.
Андрий и Остап — молодые, статные, сильные казаки. Остап — мужественный, сильный, смелый, его интересуют только война и "гульба" с казаками. Андрий так же силён и смел, но более чувствительный: он стремиться к красоте, во всём видит прекрасное, влюбляется в полячку, ради которой совершает предательство. Даже перед смертью Андрий не раскаивается в своём поступке. Остап, напротив, мужественно терпит пытки, он не опозорил своё честное имя. Тарас — пожилой опытный казак. Он толстый и грузный, но по-прежнему силён и ловок. Это суровый, смелый, хитрый, жестокий человек. Он безжалостно убивает сына, совершившего предательство, отчаянно пытается Остапа и едет во враждебный город, откликается на его зов; он жестоко мстит за смерть Остапа и мужественно погибает, угрожая своим врагам и насмехаясь над ними.
Объяснение: