каз чехова «о любви» входит в трилогию рассказов, написанных в мелихово, и начинается он с завтрака, в котором принимают участие два охотника, и мелкопоместный помещик алехин. за завтраком господа решили посплетничать и обсудить влюблённость крепостной девушки красавицы пелагеи к набожному повару никанору, буйным нравом. так они и стали говорить о любви.
алехин начал свой рассказ с утверждения, что невозможно объяснить каждый случай общепринятыми мерками и суждениями, что необходимо индивидуализировать каждую любви. и людям несвойственно поэтизировать любовь, а только украшать её роковыми вопросами. любовная алехина началась с того, что он приехал софьино, чтобы заняться сельским хозяйством и посредством своих тяжёлых трудов рассчитаться с долгами отца. самым приятным событием в его жизни в имении стало знакомство с товарищем председателя окружного суда лугановичем и его молодой, интеллигентной и обаятельной анной алексеевной.
знакомство состоялось ранней весной и вскоре в каждый свой приезд в город алехин обязательно навещал семью лугановичей. к нему в этом доме привыкли, и он привык, входил уже без доклада и был своим человеком. отношение к анне алексеевне у алехина с первого дня было восторженным, он, только увидев её, уже имел впечатление чего-то важного и необыкновенного. и в своём рассказе охотникам павел константинович отзывается об анне алексеевне только восхищённо, не жалея самых приятных по отношению к ней эпитетов.
лугановича также осталась неравнодушной к алехину, и она и её сильно беспокоились о его делах и здоровье. шли годы, чувства анны алексеевны и павла константиновича крепли, но их воспитание и забота о ближних не позволяла влюблённым перейти в своих отношениях запретную черту. у анны алексеевны началось расстройство нервов, она постоянно имела дурное настроение и стала испытывать к алехину странное раздражение.
как обычно случается в жизни, всему приходит конец. лугановича назначили в одной из западных губерний председателем, куда он и отбыл со своими детьми, а анна алексеевна по настоянию врачей отправилась в крым. при проводах анны алексеевны на железнодорожном вокзале, алехин без каких-либо дурных намерений зашёл к ней в купе и, наконец, их объяснение в чувствах друг другу состоялось. только расставаясь навсегда, они сумели выразить свои истинные чувства, не обременяясь правилами общества и семейными ценностями.
Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с "глухой каменной норой", мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться "на волю, в широкий мир". Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении "тлена и хлама". Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.
Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.
Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться "из душного города в поле, на свет". Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения.. "В начале было Слово, и слово было Бог", — говорит великая книга. Но герой возражает: "Я слово не могу так высоко ценить". Он с уверенностью заменяет текст: "Деяние — начало бытия". И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, "...нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием". Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.