Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным. Рядом с реальными персонажами (Головой, свояченицей, Чубом, Левко, Ганой, Оксаной, Вакулой и другими) действуют фантастические существа (ведьма, черт, утопленница, мертвец). Сказочные происшествия (полёт Вакулы на черте, украденный чертом месяц, собранные ведьмой звезды) вводятся в повествование как самые обыкновенные. Границы между реальным и фантастическим миром оказываются размытыми: то ли во сне, то ли наяву происходит диалог Левко с панночкой… Переодевания, мистификации, развенчания, во множестве встречающиеся в этих повестях, придают реальным событиям черты ирреальных, странных, необъяснимых, фантастических. И напротив, совершаются события, которое вначале кажутся невозможными, неисполнимыми (посещение Вакулой царского дворца, заполучение им «черевиков» самой государыни, свадьбы Вакулы и Оксаны, Левко и Ганны).Трудно провести границу между реальностью и фантастикой, настолько они переплелись между собой, они дополняют друг друга. Трудно представить себе одно без другого. Между ними нет грани, да и наверное, ее не может быть.
Образ города в комедии довольно мрачный. этот образ возникает на основе реплик персонажей, поскольку сам н. в. гоголь не приводит авторского описания. так называемые «богоугодные заведения» являются прикрытием для махинаций, больных не лечат и почти не кормят. несмотря на то, что город небольшой, в нём есть и остро! - и тюрьма, они за полцены, и городничий явно горд этим обстоятельством, заключённых тоже часто не кормят. в школах шарлатаны, на улицах мусор и грязь. городу выдавались деньги на постройку церкви, но строительство даже не начиналось. общественная пирамида города складывается следующим образом: на самом верху городничий сквозник-дмухановский, далее располагаются судья ляпкин-тяпкин, попечитель богоугодных заведений земляника, смотритель училищ хлопов, почтмейстер шпекин, городские помещики бобчинский и добчинский, полицейские и прочие. купцы не имеют никаких прав, но, по крайней мере, имеют средства, чтобы откупаться от начальства. те, кто не имеет средств, являются людьми совершенно бесправными. это можно увидеть в сценах жалоб на городничего и распоряжений самого городничего относительно попытки города в порядок. у женщин тоже есть своя пирамида. она зависит от положения или отцов. жена городничего анна андреевна завидует молодости своей дочери марьи антоновны и всячески одёргивает её, показывая, кто хозяйка. та это чувствует, но для неё основные соперницы — дочери земляники, которые в пьесе так и не появляются. такие персонажи, как слесарша пошлёпкина и унтер-офицерская вдова, совершенно бесправны. члены этой пирамиды не удовлетворены своим положением и стремятся при первом же удобном случае обратить внимание на недостатки конкурентов, как-то подсидеть их. бобчинский и добчинский постоянно выводят друг друга на чистую воду, якобы «напоминая» друг другу об опущенных мелочах, вроде разорванной подкладки в кармане, городничего за глаза называют свиньёй и подлецом, земляника на всех доносит хлестакову, городничий всем указывает, как и что надо делать, укоряя нерасторопностью. как только возникает мысль, что городничий породнится с ревизором, все тут же начинают угодничать, перебивая друг друга и стараясь обратить на себя его внимание. жена же городничего настолько уже витает в высоких сферах, что без стеснения презрительно отзывается обо всех них как о «ком попало». представители низших сословий, пользуясь случаем, приходят жаловаться на начальство. когда оказывается, что это не , купцы смиренно просят прощения у городничего, который, однако, прекрасно понимает, что это смирение притворное, о чём купцам и сообщает ехидно. настоящее отношение персонажей друг к другу проявляется редко и, как правило, за глаза. никто из них не питает искренней симпатии к другому, все друг другу завидуют и старательно подмечают все промахи. до лучших времён.
2)Принц
3)Злая ведьма
4)Отец и сестры русалочки
5)Бабушка русалочки