Набожная тетушка Полли одна воспитывает сводных братьев. Том Сойер – непоседа и озорник. Подхалим Сид докладывает опекунше о проделках брата и злорадствует, когда того наказывают трудом.Однако Том всегда находит выход. Ему не сложно внушить друзьям, что покраска забора – увлекательное занятие. Он позволяет зевакам выполнить свою работу за вознаграждение.Во время прогулки Том замечает новую девочку. Он признается Бекки Тэтчер в любви, но совершить своеобразную мешает ссора из-за ревности.Под покровом ночи в компании бродяжки Гека Финна Том отправляется на кладбище для совершения ритуала по выведению бородавок. Мальчишки становятся свидетелями убийства доктора Робинсона. Убийца индеец Джо заверяет пьяницу Мэффа Поттера якобы тот в беспамятстве зарезал Робинсона. Друзья клянутся никому не рассказывать об увиденном.Мальчишки, возомнив себя пиратами, отправляются в путешествие на плоту. Пока они развлекаются на острове, в городке считают их утонувшими. Они объявляются в церкви во время собственных похорон.Тома мучит совесть: Поттера ожидает виселица, горожане считают его убийцей. Мальчик не выдерживает и рассказывает на суде правду. Индейцу удается сбежать от правосудия. Том с ужасом ожидает мести коварного Джо.Том и Гек идут на поиски клада. Авантюра почти удается – в заброшенном доме они видят, как переодетый индеец откапывает спрятанное золото и уносит с собой. Дальнейшие поиски не приносят результата.Окружной судья Тэтчер устраивает пикник для детей. Том и Бэкки идут обследовать пещеру и теряются в лабиринте. Наконец усталый Том видит свет, который оказывается свечой в руках зловещего индейца. Мальчику удается сбежать. После долгих злоключений дети все же находят выход.По приказу властей опасную пещеру надежно запирают. Индеец Джо погибает внутри от жажды. Том и Гек догадываются, что клад спрятан в пещере. Они становятся богаты.Вдова Дуглас берет Гека под опеку, но привычный к вольной жизни мальчишка убегает из благородного дома. Том предлагает другу вернуться и стать благородными разбойниками: впереди их ждут новые приключения.
Развитие исторического романа как жанра. Историческая повесть «Тарас Бульба» на поверхностный взгляд не кажется достаточно органичной в «Миргороде». Отличается она от других вещей этой книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба» представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще одной, существенной стороны взглянуть на героев других повестей той же книги. Мы издавна привыкли называть «Тараса Бульбу» повестью. И для этого, разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения — все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Более того, в истории русского исторического романа «Тарас Бульба» — весьма важная веха. Развитие этого жанра в западноевропейской, да и русской литературе шло трудными путями. В XVIII и в самом начале XIX века широкой известностью пользовались на Западе исторические романы Флориана, Мармонтеля, Жанлис. Собственно история играла в их произведениях лишь роль общего декоративного фона, на котором строились различные, главным образом любовные коллизии. В этих романах отсутствовали живые человеческие характеры как выразители конкретных исторических эпох, судьбы героев развивались изолированно и независимо от судеб истории. Огромная заслуга в развитии европейского исторического романа принадлежала Вальтеру Скотту. Он освободил историческую тему от фантастики. История впервые стала приобретать в его произведениях не только реальные, жизненно достоверные очертания, но и глубинный, философский смысл. По этому поводу Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» справедливо заметил, что Вальтер Скотт возвысил роман «до степени философии истории». Совместив в своих романах изображение частного человека с изображением истории, Вальтер Скотт исследовал серьезные явления общественной жизни и ставил на материале эпох большие проблемы современной ему действительности. Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему писатели-декабристы, например в поэме (Рылеев, Марлинский), думе (Рылеев), трагедии (Кюхельбекер), повести (Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин). Обращаясь к историческому лому, декабристы прежде всего искали в нем сюжеты, которые позволили бы им ярко выразить свои гражданские идеалы — их патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму. Но известная узость мировоззрения декабристов, присущая им недооценка роли народных масс в историческом процессе, — все это сказалось и в их художественно-исторических произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении героической личности, романтически приподнятой и не связанной с народной жизнью. Уже Пушкин осознал недопустимость подобного обращения с историей. Он полагал, что писатель обязан объективно, без каких бы то ни было предрассудков понять его дело воскресить минувший век во всей его истине». Хотя Пушкин говорил здесь о жанре трагедии, но поставленная им задача была еще более злободневной для исторического романа. Своим «Арапом Петра Великого», а затем и «Капитанской дочкой» Пушкин положил начало новому историческому роману в России — социальному по своему содержанию и реалистическому по своему методу. В это русло включается и «Тарас Бульба». Исторический роман нового типа, формировавшийся в 30-х годах XIX века в России, существенно отличался от романа Вальтера Скотта. Автор «Тараса Бульбы» воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «Тарасе Бульбе» народное освободительное движение. Главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения. Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа, или, как говорил Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный
Хлопчик-зірка ріс й виховувався вкупі з дітьми Лісоруба. Дитина росла дуже красивою. Зачарований своєю красою, він знущався і виставляв на сміховисько усіх, хто був негарний. Проте ця врода обернулася йому на шкоду, бо виростав він гордий, себелюбний і жорстокий. Він не тільки не мав співчуття до нужденних, сліпих, калік, а ще й кидав у них камінцями та проганяв. Він виколов очі кроту, підрізав крила птахам, вбив білочку. Але одного разу він сам перетворився на виродка з обличчям жаби, коли відмовився від матері, що прийшла до нього у вигляді жебрачки. Це було покарання за його гріх.Три роки бродив Хлопчик-зірка по світлу, шукав матір. І ніде він не зустрічав ні любові, ні милосердя. Усі обходилися з ним так само, як колись він сам поступав з іншими. Та всеж Хлопчик-зірка заслужив щастя. Пізнавши страждання, він навчився співчувати горю інших, він став милосердним.