" Богатыри" - одно из лучших творений Васнецова, которое по праву занимает место в Третьяковской галерее . Эта картина является символом народного духа, единения и широкой русской души. К фольклорному направлению обращалось много художников, но не все остались верными ему, как Васнецов. На картине
Оригинальность и своеобразие "Повестей Белкина" заключаются в том, что Пушкин выявил в них простое и безыскусственное, на первый взгляд, отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей сентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее положение в прозе этого периода.
Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, какой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени.
В качестве орудия критики действительности поэт избирает иронию.
"Повести Белкина" интересны повествованием от лица выдуманного рассказчика.
Повести расположены по принципу градации - от повести к повести Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.
В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь?
В "Метели" герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет.
В "Гробовщике", кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.
В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня.
В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.
В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все предрассудки - и личные, и социальные - это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.
1). Стародум: - Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого... - Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы. - Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать. - Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. - Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг - От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. -Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы. 2). Простакова Простакова - жена Что, что ты от меня прятаться изволишь? Сам ты мешковат, умная голова. А ты сам разве ослеп? Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись. Простакова - мать Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. Поди, порезвись, Митрофанушка. Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Простакова - хозяйка А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Экое скотское рассуждение! Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле… Просстакова - сестра Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Братец, друг мой! Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. 3). Милон -Милон сначала мучился тем, что связь с любимой может быть потеряна из-за ее холодности к нему, однако потом узнал правду и беспокоится о ее судьбе:«Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя». -Милон приписывает Митрофанушке благородные качества и сокрушается:«А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещен, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…» -Узнав, как обстоят дела на самом деле, Милон успокаивается и сам говорит о себе, как о человеке искренних чувств:«Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением» -Милон возмущен тем, как ведут себя Простаковы по отношению к Софье, особенно лицемерием Простаковой, которая узнав о наследстве Софьи, хочет заполучить его, поженив их с сыном Митрофаном – «Недостойные люди!» - так он говорит о них -Милон демонстрирует скромность и достоинство, почтительность к старшим, ответственность:«В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди». - Смелость по Милону нужна в каждой жизненной ситуации:«Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость бес в моих глазах герой. Как мала душа того, кто за безделицу вызовет на дуэль, перед тем, кто вступится за отсутствующего, которого честь при нем клеветники терзают! Я понимаю неустрашимость так»
На картине