"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка», - так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана - крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить… » Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность. Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана - крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами? Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом? » и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…» ) Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить». ) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу» . Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал! » После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу. С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном - крестьянским сыном, как бы отдавая ему дан
Для духовного развития России именно 19 век стал определяющим. Во-первых, искусство вышло за рамки ограниченных "потребителей", стало доступным массам, потому что народ стал образованнее, потому что искусство приблизилось к народу, стало выражать идеи на понятном любому грамотному человеку языке. В 19 веке сформировалась система каждого вида искусства, то есть сложились законы жанров, средств, взаимоотношений создающего и воспринимающего произведение. 19 век - расцвет в России литературы, музыки, театра, живописи, стабильное развитие архитектуры и скульптуры. Русские деятели искусства 19 века обогатили мировое искусство, и по сей день все в мире знают Пушкина, Толстого, Чайковского и т. д. В 19 веке, как никогда более, искусство служило интересам народа, было его общественным рупором; именно в консерватории, театре, на страницах литературно-художественных журналов велись дискуссии о развитии страны, улучшении положения народа и роли государства в мире.
Мое родное Ставрополье Мое родное Ставрополье – Орлиный солнечный простор. Люблю степей твоих раздолья, Твои папахи снежных гор. Люблю, продутые ветрами Твои курганы и поля, Казачьи песни над дворами, Где рукоплещут тополя. Люблю орлов, парящих в сини, Колосья нив, и шум садов, И зноем пахнущие дыни На рынках шумных городов. Мое родное Ставрополье, Люблю тебя я с давних пор. Во мне живут твои раздолья, Твои папахи снежных гор. Рыбалко С. Ставрополь.Иван Васильевич Кашпуров. Люблю я русскую природу: Березки в дымке голубой, Стада, пасущиеся всюду, И реки с чистою водой. Люблю лесов благоуханье И запах скошенной травы, И пчел роящихся жужжанье, И шум проснувшейся листвы. Люблю тебя, земля родная, За то, что Родина моя! И не найти прекрасней края, Чем Ставропольская земля! Иван Васильевич Кашпуров. Ах, Ставрополье, синий край России. Лежит оно в равнинах и горбинах, Лежит на стыке четырех ветров. Ах, Ставрополье, синий край России, Ты – песня,наших отцов. Мне открывали даль твои рассветы, А степи – немятую траву… Куда б меня не заманили ветры – Тебя от сердца я не оторву.