Не бывает хуже, когда человек бесчувственный - страдания других его не трогают - люди это или животные. Признаки человечности - эмпатия или сострадание - таким "сухим"/черствым людям не свойственны. Что нужно людям? Чтобы их поняли, поддержали, позаботились, посочувствовали... а когда у человека душа сухая, он не понимает что это за чувства. Как с таким жить? И жизнь с таким рядом вянет, как осення трава... вот смысл
Максим Максимыч — штабс-капитан, одно из главных действующих лиц романа, выполняющее функцию рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину. Максим Максимыч, в отличие от других героев, кроме Печорина, участвует в нескольких повестях («Бэла» , «Максим Максимыч» , “Фаталист”). Максим Максимыч — настоящий «кавказец» , не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенных на Кавказ. Он служит на Кавказе постоянно и знает его хорошо, как и местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам. Он отдает должное коренным жителям, хотя многие их черты ему не по душе, он лишен романтического отношения к чуждому ему краю, какой-либо восторженности и трезво воспринимает природу и быт кавказских племен. Но это не значит, что он исключительно прозаичен и лишен поэтического чувства: его осхищает то, что достойно восхищения, а не ложной идеализации. Взгляд на Кавказ Максима Максимыча обусловлен тем, что он принадлежит к другому социально-культурному историческому укладу — русскому патриархальному быту, но горцы ему более понятны, чем соотечественники типа Печорина, потому что Максим Максимыч тоже цельная и «простая» натура. У него золотое сердце и добрая душа. Он склонен прощать и смиряться перед судьбой, более всего ценить душевное спокойствие и избегать приключений. В делах службы он исповедует опять-таки ясные естественные убеждения. На первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не зазнается и ведет себя по-приятельски. Командир и начальник в нем берут верх на войне и только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов прийти на любому человеку. Кавказ предстает в бесхитростном описании Максима Максимыча как страна, населенная «дикими» народами со своим жизненным укладом, и это описание контрастно романтическим представлениям. Роль Максима Максимыча как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами простого, не наделенного особым интеллектом человека и рассказчика-наблюдателя, не искушенного в словесном искусстве. Та же простодушная позиция присуща Максиму Максимычу н в описании приключений Печорина. Интеллектуальный герой оценивается человеком обыкновенным, не привыкшим рассуждать, а принимающим судьбу как должное. Хотя Максим Максимыч может быть и обидчив, и строг, и решителен, и сметлив, но все-таки в целом он лишен личностного самосознания и его характер не выделяется из того патриархального мира, в котором сложился. С такой точки зрения Печорин и Вулич кажутся ему «странными» . Максим Максимыч не любит метафизических прений, он действует но закону здравого смысла, четко различая порядочность и непорядочность, но не понимая сложности современных ему людей и мотивы их поведения. Ему. например, неясно, почему Печорин скучает, но он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой наградил его Печорин. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, тем более, что и обижать-то было не за что. Просто он ничего не мог сказать своему сослуживцу и никогда не считал его своим другом. Так или иначе, благодаря Максиму Максимычу, обнаружились и сильные, и слабые стороны печоринского типа — разрыв с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным. Мир Максима Максимыча ограничен и лишен гармонии, а целостность его достигнута за счет неразвитости чувства личности.
Антоном Павловичем Чеховым было написано множетсво рассказов с ироническим ,драматическим и поучительным сюжетами .Если же взглянуть на ранние произвидения ,можно сказать,что автор заострял внимание на любви и смысле жизни. Действиельно,такие рассказы,как Дом с мезаниной ,Ионыч,Дама с собачкой,все они написаны с главной темой:Любви .Автор пытается найти ответ в интересуещем его вопросе:"Существует ли любовь,какая она" .Все свои чувства ,мысли он выражает на бумаге,выбирая персонажей ,которые перенесут его эмоции ,предавая им иронию и смеху.Именно за счёт иронии ,автор показывает любовь .На ряду с этим ,Чехов не боится высмеять и политику страны в то время.Несправедливость и устрой в государстве передаёт автор опять же через иронию,к примеру произвидение :Вишнёвый сад. Из вышесказанного можно сделать вывод,что автор не боится показывать свой талант на бумаге,высмеивая какие либо черты государства и общества .