Сказка о золотом петушке краткое содержание сказки в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь дадон. соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. но тут стали беспокоить соседи. охранять царство никак не получалось. обратился к мудрецу. мудрец вынул из мешка золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно. но если надо ждать войны - петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенется и в то место обернется. царь , обещал любую волю исполнить. петушок стал стеречь границы. соседи присмирели. год, другой, проходит мирно. петушок опять кричит. царь к востоку войско шлет, старший сын его ведет. петушок угомонился. проходит восемь дней, от войска нет вестей. петушок кричит опять. кличет царь другую рать; сына он теперь меньшого шлет на выручку. петушок опять утих. снова вести нет от них! снова восемь дней проходят. петушок кричит опять, царь скликает третью рать и ведет её к востоку. войска идут день и ночь - нет побоища. войско в горы царь приводит, и промеж высоких гор видит шелковый шатёр. вокруг шатра рать побитая лежит. царь дадон к шатру спешит… что за страшная картина! перед ним его два сына; без шеломов и без лат оба мертвые лежат, меч вонзивши друг во друга. вдруг шатёр распахнулся… и девица, шамаханская царица тихо встретила царя. забыл он перед ней смерть обоих сыновей. она взяла его за руку и в шатер увела. неделю пировал у нее дадон. отправился домой с девицей. в толпе увидел скопеца. попросил подарить девицу. царь отказался. царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон. вот - въезжает в город он; вдруг раздался легкой звон, петушок спорхнул со спицы; к колеснице полетел и царю на темя сел, клюнул в темя и взвился… и в то же время с колесницы пал дадон! охнул раз, - и умер он.
Духовная жизнь человека определяется движениями его души, и движением всегда вверх. Во многих рассказах Чехова движение души героев в какой-то момент начинает идти вниз и в конце прекращается - наступает духовная смерть. Смерть эта проявляется в деградации чувств – будь то обаяние, как в «Крыжовнике», или безразличие к одиночеству и не любить – в «Ионыче». Чехов дает понять, что на человека негативно влияют пошлость и заурядность среды (герои чеховских провинций ограниченны и малодушны. Такие люди есть везде и всегда, и их большинство), «наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, <…> бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье...», то есть "глухонемота" к страданиям других людей. Я думаю, что Чехов, создавая свои рассказы, хотел показать нам , – и я согласна с ним - что человеку нужно всего лишь помнить о страданиях ближнего, чтобы свою душу от смерти, чтобы остаться человеком.