Русская литература XVIII века большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха до интимных переживаний человека (естественно, дворянина) . Идеалы классицизма - стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума- над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации - над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил ее жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.
Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии - с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии - просторечиями (согласно теории "трех штилей" М. В. Ломоносова) .
Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.
В более поздний период (конец XVIII в. ) в России появилось еще одно направление - сентиментализм, который наряду с просветительским реализмом противостоял классицизму и демократизации литературы, хотя многое и разделяло эти два направления. Сентиментализм превозносил человека, его чувства, ставя внутренний нравственный мир выше внешних обстоятельств, власти и быта.
Русские писатели придерживались позиции синтезирования этих направлений, провозглашая объединительной идею любви к человеку - к его внешнему быту и духовному миру. Любовь к человечеству определяла нравственную и эстетическую позицию наиболее яркого представителя русского сентиментализма - Н. Карамзина.
Таким сложным и противоречивым был один из этапов (XVIII в. ) становления русской литературы, ее путь к народности и национальной самобытности. Важная проблема всего XVIII века - синтез гуманистического и народного начал - решалась от Кантемира и Ломоносова до Пушкина и, обусловленная актуальностью исторического развития России, была подхвачена XIX веком. Это во многом подготовило и блестящие достижения в литературе 19-го века
Внешняя красота, человеческое обаяние всегда привлекательны и не подчиняются разуму. Главная героиня, молодая девушка, еще только вступающая в жизнь , отличалась от своих сверстниц необычной взрослостью : и прическа у нее была женская, и одежда. Кроме того, Оленька Мещерская умела кокетничать, быть непосредственной , легкой. Наставница одергивала девушку, не принимая такое поведение и стиль, явно руководствуясь разумом. Но она не знала, что в жизнь Оли вмешался брат "педагогини", немолодой человек, который следовал лишь своему инстинкту. Красота погибла, ибо не была защищена, не была готова к взрослым, рассудительным решениям. Девушку застрелили. Теперь уже классная дама ходит на могилу к Оленьке, так и не успевшей расцвесть, создать семью, родить детей. Воспитание дало отрицательные плоды. Сижу и думаю о том, что же нужно было сделать, как стоило поступить старшим, разумным, чтобы уберечь хрупкое создание от жестоких реалий ? Не нахожу ответа.
Капитанская дочка: 3. Младшее поколение составляет Петр Гринев и Мария Миронова. Младшее поколение в то время более сдержанно, нежели сейчас. 4. Петр Гринев подружился со Швабриным. Гринев думает, что их дружба бескорыстная и искренняя, но это совсем не так. Швабрин всячески пытается "уколоть" Гринева, так как завидует их отношениям с Марией. 5 - 6. Петр Гринев стремится получить достойное образование, но отец Петра считает, что сыну нужно отправится в армию, чтобы почувствовать себя настоящим мужчиной.
Евгений Онегин: 3 - 4. Евгений Онегин находит общий язык с Ленским. Часто Онегин проводит вечера в компании Ленского. 5 - Евгений Онегин вел разгульный образ жизни. Проводил вечера на . Учиться чему-то не стремился.
Идеалы классицизма - стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума- над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации - над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил ее жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.
Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии - с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии - просторечиями (согласно теории "трех штилей" М. В. Ломоносова) .
Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.
В более поздний период (конец XVIII в. ) в России появилось еще одно направление - сентиментализм, который наряду с просветительским реализмом противостоял классицизму и демократизации литературы, хотя многое и разделяло эти два направления.
Сентиментализм превозносил человека, его чувства, ставя внутренний нравственный мир выше внешних обстоятельств, власти и быта.
Русские писатели придерживались позиции синтезирования этих направлений, провозглашая объединительной идею любви к человеку - к его внешнему быту и духовному миру. Любовь к человечеству определяла нравственную и эстетическую позицию наиболее яркого представителя русского сентиментализма - Н. Карамзина.
Таким сложным и противоречивым был один из этапов (XVIII в. ) становления русской литературы, ее путь к народности и национальной самобытности.
Важная проблема всего XVIII века - синтез гуманистического и народного начал - решалась от Кантемира и Ломоносова до Пушкина и, обусловленная актуальностью исторического развития России, была подхвачена XIX веком.
Это во многом подготовило и блестящие достижения в литературе 19-го века