История создания. Начиная с первой элегии Жуковского «Сельское кладбище» (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы направлению — романтизму. В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного. Итогом этих творческих исканий явились стихотворения зрелого периода, созданные в 1819-1824 гг. Они стали своеобразным манифестом русской романтической поэзии. Одним из наиболее значимых среди них явилось стихотворение «Невыразимое», написанное летом 1819 года.
Жанр и композиция. Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразре-шенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Тем не менее композиционно это произведение является вполне законченным. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения — .развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое — живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство — природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово — создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -— невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать — и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».
"Снегурочка", пьеса А. Островского, опера Н. Римского-Корсакова. "Хованщина", опера М. Мусоргского на его же либретто. "Борис Годунов", трагедия А. Пушкина, опера М. Мусоргского. "Руслан и Людмила", поэма А. Пушкина, опера М. Глинки. "Иван Сусанин"("Жизнь за царя") опера М. Глинки, поэма К. Рылеева "Иван Сусанин. "Садко" , русская былина, опера Н. Римского -Корсакова. "Зоотой петушок", сказка А. Пушкина, опера Н. Римского-Корсакова. "Игрок", роман Ф. Достоевского, опера С. Прокофьева. "Война и мир". роман Л. Толстого, опера С. Прокофьева. "Нос" повесть Н. Гоголя, опера Д. Шостаковича. "Леди Макбет Мценского уезда"("Катерина Измайлова"), повесть Н. Лескова, опера Д. Шостаковича.
"Снегурочка", пьеса А. Островского, опера Н. Римского-Корсакова. "Хованщина", опера М. Мусоргского на его же либретто. "Борис Годунов", трагедия А. Пушкина, опера М. Мусоргского. "Руслан и Людмила", поэма А. Пушкина, опера М. Глинки. "Иван Сусанин"("Жизнь за царя") опера М. Глинки, поэма К. Рылеева "Иван Сусанин. "Садко" , русская былина, опера Н. Римского -Корсакова. "Зоотой петушок", сказка А. Пушкина, опера Н. Римского-Корсакова. "Игрок", роман Ф. Достоевского, опера С. Прокофьева. "Война и мир". роман Л. Толстого, опера С. Прокофьева. "Нос" повесть Н. Гоголя, опера Д. Шостаковича. "Леди Макбет Мценского уезда"("Катерина Измайлова"), повесть Н. Лескова, опера Д. Шостаковича.
Жанр и композиция. Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразре-шенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Тем не менее композиционно это произведение является вполне законченным. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения — .развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое — живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство — природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово — создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -— невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать — и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».