Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А.С.Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В “Горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И.А.Гончарова и А.С.Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, — резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдин в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И.А.Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А.С.Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.
Находится Олимп на границе номов Пиерия и Фессалия, это относительно небольшой по размеру (600 кв.км.) горный массив почти правильной круговой формы на карте. Здесь довольно много горных пиков, почти достающих по высоте главный пик Олимпа – Митикас, высотой 2918 м. Это излюбленное место альпинистов и скалолазов, а так же любителей бродить по горным тропам, которых здесь проложено немало. Но без проводника и какой-то подготовки соваться сюда точно не стоит!
Хотя к Олимпу вполне комфортно можно подъехать на машине и подняться по горной дороге на значительную высоту, чтобы добраться до вершин горных пиков, надо постараться. Часто эти вершины представляют из себя отвесные скалы, куда просто так не залезешь.
Наша гид Элени также подробно рассказала нам о богах Олимпа. Непередаваемое ощущение – слушать древнегреческие мифы и рассказы об олимпийских богах, стоя на Олимпе и глядя на «Пантеон» и «Трон Зевса», или соответственно Митикас и Стефани - две самые высокие вершины Олимпа. Они находятся рядом и образуют как бы седло, которое часто скрыто Родился Зевс на далеком острове Крит в самый короткий день года — 22 декабря. Его поила своим молоком коза Амалтея, а его нянями были две нимфы — Идея и Адрастея. Зевс вырос и стал юношей могучего телосложения. Свергнув своего отца Кроноса — бога Времени — с олимпийского престола, Зевс сам стал великим богом Олимпа. Когда он гневался, то метал золотые стрелы-молнии, которые вызывали громовые раскаты, поэтому прозвали его Громовержцем. Впрочем, царствование его до поры до времени было благополучным — на Земле стоял Золотой век.
Воцарившись окончательно над миром, Зевс первою супругою берет Метиду (Метис), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого Зевс сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второй супругой Зевса феогония называет Фемиду, родившую ему Гор и мойр, третьею — Евриному, родившую харит (граций). Затем Зевс имеет от Деметры — Персефону, от Леты — Аполлона и Артемиду, от Мнемозины — девять муз. Другие источники упоминают еще о союзе Зевса с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса.
Своим братьям и сестрам Зевс подарил каждому по малому трону. Посейдон стал богом морей, Аид — богом подземного царства, Деметра — богиней плодородия и земледелия, Гестия — богиней домашнего очага. Наконец, свою хорошенькую сестру Геру Зевс взял себе в жены. Все другие союзы Зевса с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, были низведены на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто Зевс достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так, Алкмене Зевс явился мужем ее — Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере Зевс иногда являлся в виде кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греческих богах Зевс стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, Зевс открывает иногда людям тайны будущего.
Однажды ночью,оказавшись в библиотеке. я услышал рассказ старого учебника. Много времени с тех пор, но забывать его я никак не могу. "Старый я уже,-начал учебник физики. Устал. Мне уже больше пяти лет.Конечно, это не так и много, но вы только взгляните на меня!"Я невольно посмотрел на учебник физики. Да, вид у него был уже "не первой свежести".Обложка поистрепалась, уголки страниц загнуты, весь исписанный. Учебник физики продолжал:"Судьба моя распорядилась так,что каждый год у меня новый хозяин.Первую свою хозяйку, Доценко Марину, я не забуду никогда.Девочка аккуратная, в первый же день обернула меня в толстую обложку.Страницы мои с интересом читала,изучала, задачки все решала и никогда не рисовала на моих листочках.Обращалась со мной бережно, никогда и нигде не забывала...Славные были времена.А потомСначала один бездельник, Семенов Михаил, потом-отъявленный хулиган -Морозов Слава.Чего я только не натерпелся!И по голове мною били, и в школе забывали, и с горки катались, и даже кружку с чаем на меня ставили!"Тут мне даже показалась,что учебник всхлипнул. "Я превратился в старого,дряхлого старика. На восьмой странице-жирное пятно, пятнадцатой страницы просто нет.Сижу здесь в библиотеке, иникто меня брать не хочет-говорят грязный и старый" Загалдели тут другие учебники, возмущаться стали,как с ними обращаются, порой, ребята.Стыдно мне стало за моих соучеников-сотоварищей.Захотелось обратиться ко всем:"Ребята, береги учебники, книги не только как источник знаний. Картон и бумагу делают из дерева.Если мы будем беречь книги,то сохраним экологию нашей планеты."
Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, — резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдин в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И.А.Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А.С.Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.