Если коротко, то 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского.
Толстой в "Войне и Мире" раскрывал также и мир души своих героев, делая это "по-хозяйски" и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман "Воскресенье").
Гоголь своей сатирой очень тонко и изящно бичевал пороки своего времени (но которые, как и все человеческие пороки - одни и те же во все времена) . Его "Петербургские повести" указывают на серьезное отношение писателя именно к душе своих героев. Нужно заметить, что Гоголь отличался особой мистичностью своего взгляда на человека и на всю его жизнь.
Достоевский - удивительно глубокий знаток человеческой души. В свете Православной веры видел тайную красоту русской души и ее огромную силу, даже под видимым ничтожеством (тема маленького человека) . Старался дойти до самых глубин человека, искал в самом человеке причины всего. Ставил человека в центр картины мира, как объединяющего начала мира видимого и невидимого.
В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений.Тема последствий войны не оставляла художника, и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель.Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Поводом для картины послужила шинель отца его жены — художницы К. И. Калинычевой.