Русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старѝн», «ста̀рин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах XIX века любителем ученым Сахаровым на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» [кон. XII в.] «былинах сего времени». У северных «сказителей» (исполнителей, певцов) именем старин обозначаются иногда также некоторые эпические духовные стихи (см.) и многиеисторические песни, гл. обр., XVI—XVII вв. В научной литературе обычно эти произведения рассматриваются отдельно, хотя по существу некоторые эпические духовные стихи и особенно длинные исторические песни отнести к особому фольклорному жанру труднее, чем былины. Несмотря на огромное количество ученых работ, посвященных былинам, последние до сих пор во многом остаются не разъясненными и загадочными.
«мой первый друг, мой друг бесценный» — это первая строка стихотворения а. с. пушкина «и. и. пущину». пущин был лучшим другом пушкина с лицейской поры. он первым приехал к опальному поэту в михайловское. ю. м. нагибин мерит свою дружбу с павликом такой высокой меркой, и поэтому так и назвал рассказ. своего друга герой рассказа впервые увидел длинным, тонким, бледно-веснушчатым мальчиком «с большими серо-голубыми глазами в пол-лица, он «с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы». герою почему-то захотелось выставиться перед этим мальчиком, но он понял, что ведет себя неискренне, и мальчик об этом догадывается. через некоторое время отношение героя к новому мальчику резко изменилось. герой почувствовал уважение к нему: «его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут». новый друг поражает героя: «каким же запасом индивидуальности обладал этот если сумел войти в душу другого человека..» спустя годы притягательное обаяние и одаренность друга для него остаются загадкой: «я знаю, что еще не могу написать о павлике по-настоящему. и неизвестно, смогу ли когда-нибудь». дружбу с митей гребенниковым рассказчик называет мнимой: она «началась еще в нежном возрасте четырех лет». скорее всего мальчики подружились потому, что жили рядом, так как в этом возрасте человек редко выбирает себе друга. автор о своем опыте дружбы рассказывает с иронией: «я был уже искушен в дружбе. помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку митя гребенников». эпитеты, которыми автор наделял митю, неприязнь к нему. герой рассказа размышлял так: если у всех есть друзья — и у меня должен быть «закадычный» друг. дружба с митей пошла на спад, когда он переехал в новый дом, стал хвастаться, о прежнем доме говорил брезгливо, «что это время ему кажется страшным сном». в детстве герой верил в искренность слов, а не поступков: «наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее». эти слова не более чем просто красивая фраза. на самом деле митя «оказался ябедой» , доносчиком, а после пытался вести себя, как ни в чем не бывало. «все это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно». спустя годы митю характеризует уже взрослый человек: «слабодушный, чувствительный, слезливый», «вздорный». митя и павлик отличаются и внешне, и по манере поведения — павлик сдержан, немногословен, деликатен. конечно же, противоположны и внутренние качества. павлик «себя воспитывал сам». он так поставил себя с родителями, что своими интересами, распорядком дня, привязанностями и перемещениями, собой распоряжался сам. его отличала самостоятельность и независимость. он не пытался находиться на первом плане, а отличался «редким душевным целомудрием». «не считал себя вправе навязывать людям свои мысли и соображения, взгляды и оценки, не говоря уже о сомнениях и надеждах. посторонним людям он казался апатичным, вялым, безучастно пропускающим бытие мимо себя. но я — то знаю, как мощно заряжен на жизнь был павлик, каким сильным, страстным, целенаправленным характером он обладал». автор сравнивает его характер с характером атоса: « и благородным всегда и во всем, вопреки всему». дружбу с ним считает наступлением новой эры в жизни: «и вот настал в моей жизни павлик». павлик долгое время был на положении чужака и во дворе, и в классе, поэтому казалось, что он находился под покровительством и опекой юры. «на самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне павлика». «его нравственный кодекс был строже и чище моего». для павлика важным было понятие чести, он «не признавал сделок с совестью»
Наталья савишна — одна из героинь повести. основная часть изображая наталью савишну, л.h. толстой использует различные художественные приёмы: — портрет; — речь; — характеристика поступков; — черты характера; — взаимоотношение с другими людьми. заключение используя разнообразные художественные приёмы, автор создаёт многогранный образ натальи савишны. главным героем автобиографической повести ji.h. толстого «детство» стал николенька иртеньев. но мальчик дан в произведении не изолированно. он постоянно соприкасается с другими героями. и через взаимоотношение с этими персонажами выявляются черты личности главного героя. одним из таких персонажей, с которыми изо дня в день соприкасался николенька, и была наталья савишна. изображая наталью савишну, л.h. толстой использует различные художественные приёмы: портретную характеристику, описание речи героини в диалогах с разными персона- жами, характеристика поступков, взаимоотношений с людьми. наталья савишна — бескорыстный, прямой человек. она готова отругать за и в то же время, видя страдания николеньки, может попросить у него прощения. наталья савишна обладает следующими чертами характера: доброта, отзывчивость, самопожертвование. несмотря на властность, наталья савишна бескорыстно служит своим (родителям николеньки), отдаёт всю себя их семье. жизнь поступила с героиней немилостиво: «она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за фоку замуж. дедушка принял ее желание за , прогневался и сослал бедную наталью за наказание на скотный двор в степную деревню». шесть месяцев, проведённых на скотном дворе, не ожесточили наталью савишну. она по- прежнему готова, забывая о себе, служить своим . чтобы показать силу бескорыстной любви героини к домочадцам, ji.h. толстой приводит воспоминания рассказчика: «с тех пор как я себя помню, помню я и наталью савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли? » поступки, которые совершает наталья савишна в повести, характеризуют её как настоящую хозяйку, знающую цену вещам: «всегда она бывала чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала ». работа была неотъемлемой частью её жизни, самой её сущностью. бережливость — ещё одна черта, которая отличает героиню от других. писатель так описывает данное качество натальи савишны: «в сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «надо спросить у натальи савишны», — и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «вот и хорошо, что припрятала».» используя разнообразные художественные приёмы, автор создаёт многогранный образ натальи савишны. много писала надеюсь оцените
Несмотря на огромное количество ученых работ, посвященных былинам, последние до сих пор во многом остаются не разъясненными и загадочными.