Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.
Вечера на хуторе близ Диканьки» - удивительное произведение Николая Гоголя, в котором сочетаются народность, юмор и мистика.
В сборник входят восемь повестей, объединенных одним местом действия – хутор Диканька. Внимание обращено на диковинные истории, в которых реальность переплетается с фантастикой.
Писатель использует прием мистики для того, чтобы подчеркнуть победу добром над злом. Под мистикой подразумевается вера в другой сверхъестественный мир, населенный добрыми и злыми силами. Сам писатель верил в существование такого мира, был человеком суеверным, и поэтому произведение выглядит очень правдоподобно.
Например, в повести «Ночь перед Рождеством» мистика входит в обыденный мир героев, ведь, как известно, в это время темные силы активизируются. Поэтому эта повесть напоминает сказку. Здесь даже главный герой имеет непростое происхождение. Ведь его мать – ведьма Солоха. Возможно, именно поэтому он побеждает самого черта, сумев оседлать его и заставить полететь во дворец к царице за черевичками.
В «Ночи перед Рождеством» Гоголь показывает нечистую силу в комической форме, и поэтому она не кажется страшной, как в других повестях. Здесь темные силы занимаются скорее проказами, чем по-настоящему вредят кому-то. Черт сердится на Вакулу за рисунок и пытается подбить ему руку. А для того, чтобы жители Диканьки не нашли правильную дорогу, он крадет луну, однако потом упускает ее.
Гоголь описывает мистических героев комически, наделяя их слабостями, как у людей. Например, они так же мерзнут. Поэтому они не кажутся такими сильными.
Ведьма Солоха – еще более противоречивый мистический персонаж. Она и живет двойной жизнью: как мать кузнеца Вакулы и ведьма. Несмотря на то, что героиня обладает сверхъестественной силой, она не прибегает к ней при поиске выгодного мужа. А как мудрая сорокалетняя женщина, Солоха вкусно готовит и угодливо улыбается и кланяется богатым мужчинам, завлекая их на посиделки к себе в дом. И каждый думает, что эта женщина улыбается только ему.
В ночь перед Рождеством к ней решили прийти сразу несколько «женихов». Поэтому героине пришлось их прятать в мешки. Потому что все они приходили тайно и не хотели огласки. Комичность усилилась приходом сына Вакулы, который забрал один из мешков.
В других повестях тоже есть мистика, но она более зловещая. Так, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» мистикой овеян уже сам праздник. В народных поверьях гласится, что в этот день можно найти папоротник, который принесет счастье. Главный герой по имени Петрусь при нечистой силы получает цветок, но в результате ему придется дорого заплатить за связь с мистикой. Автор показывает, что человек не должен жертвовать душой даже ради счастья.
Гоголь был сыном своего народа, верил в его поверья. Он был мистиком и романтиком. «Вечера на хуторе близ Диканьки» завораживают мистицизмом и поэтичностью автора.
Объяснение:
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.IIТеперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!IIIКак весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.IVОх, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.VДни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.VIКак это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.VIIУнылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.VIIIИ с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).IXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.XИ забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.XIИ мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.XIIПлывёт. Куда ж нам плыть?. . . . .