В притче Иисуса Христа о блудном сыне младший сын возвращается к отцу, промотав свою часть имения, и отец с радостью принимает его, и говорит старшему сыну, что раньше его младший сын был мёртв, и только сейчас соединился с ним и ожил. Дуня из повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” похожа на блудного сына тем, что сбежала от своего отца вместе с гусаром, а отцу ничего даже не сказала. Она живёт вроде бы неплохо, ведь приезжает потом к отцу в карете и с кормилицей. Но Дуня не делает никаких попыток известить своего отца о своей жизни, не пытается наладить с ним отношения. Так её отец и погибает, оставшись один, без моральной поддержки своей дочери, которая была ему опорой в ведении хозяйства и отрадой для его сердца, ведь он был вдовцом. Работа у станционного смотрителя невесёлая, почти каторга, их никто не хвалит, а все ругают, поэтому для Самсона Вырина единственной радостью в жизни являлась его дочь, которая скрашивала его существование в серых буднях. Но, к сожалению, Дуня не смогла просто обнять своего отца, вернувшись к нему, и он не может уже простить свою дочь, сбежавшую когда-то от него. Самсон Вырин спился от горя, умер, и от него осталась только могила, на которую и приезжает его дочь, и ей остаётся только оплакивать своего отца. Поэтому она и не похожа на блудного сына, которого радостно встретил его отец. Некому рассказать Дуне о своей, возможно, и счастливой жизни, и осталась она без отца.
Остап и Андрий были совершенно разными.
Когда они обучались в Киевской академии, то Остап несколько раз убегал, потому что считал, что казаку учиться не нужно. Остап не был заводилой, но когда за провинности, даже за чужие, его наказывали, то он молча принимал наказания, но у него не возникало мысли выдать товарищей.
Андрию обучение давалось легко, он узнал, как велик мир и как много вокруг прекрасного. В бурсе он часто затевал авантюры, но всегда старался уйти от наказания, тем самым выставляя своих товарищей в качестве зачинщиков.
В Запорожской Сечи Остап и Андрий безоговорочно и легко принимают обычаи и принципы запорожского быта. Но Остап чтил традиции дедов и отцов и мечтал продолжить их, он считал главным своим долгом защиту отечества от поляков. Для Андрия была привлекательной сама разгульная жизнь, полная забав и безеаботности.
В войне Остап был смел но, сражаясь, он защищал и товарищей. Для Андрия бой был упоением, он не замечал где его товарищи и нужна ли им его
Погибли братья по разному. Андрий предал своих товарищей и свою родину и погиб в позоре – его убил Тарас Бульба. Остапа казнили поляки, но он не дрогнул, не уронил своей чести.