Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина. Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Мы видим, как замечательно передает поэт . ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания . Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия» . Интимные чувства героя сливаются здесь с гражданским пафосом: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия: "Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию.
Первые 5 строк как будто о любви, а дальше стихотворение приобретает гражданское звучание. В середине стихотворения гражданский энтузиазм лирического героя сравнивается с томлением влюблённого, а ожидание свободы со свиданием. Кульминацией стихотворения является сравнение гражданских чувств с любовью и призыв отчизне посвятить «души прекрасные порывы» . В финале та же тема, что и в начале стихотворения – пробуждение ото сна, только связана она с целым народом («Россия вспрянет ото сна») , то есть получает гражданское, социальное звучание. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма перекрестная. Для того, чтобы передать мысли и чувства лирического героя автор использует любовную лексику (свидание, томление, упование… ) простые и развёрнутые, эпитеты (власть роковая) , ритмические восклицания, инверсию, обращения. Предложения и стихотворные строки часто не совпадают – возникают ритмические паузы, задерживающие внимание слушателя, читателя. Интонация стихотворения меняется от лирической до патетической.
И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями» , «блистательными победами» ; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей» , готовность к эмиграции) . Наконец, мрачность и озлобленность Евгения Онегинв, овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа его во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь) , ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Онегин тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя» , он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Евгений, считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена» , своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню.
С другой стороны, новые для Е. Онегина деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов, - подготаачивают духовное обновление героя. Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Онегину опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день» , Евгений отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой. Маршрут Онегина не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина» , волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Евгения Онегина безрадостны («тоска, тоска!..») . Героический период русской истории, кажется ему, остался в В современности повсюду торжествует «меркантильный дух» , мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него В таком душевном состоянии возвращается он в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал»