теория эпического театра бертольта брехта, оказавшая огромное влияние на драматургию и театр xx века, представляет собой сложный материал для студентов. проведение практического занятия по пьесе «мамаша кураж и ее дети» (1939) сделать этот материал доступным для усвоения.
теория эпического театра начала складываться в эстетике брехта еще в 1920-х годах, в период, когда писатель был близок к левому экспрессионизму. первой, еще наивной, идеей было предложение брехта сблизить театр со спортом. «театр без публики — это нонсенс»,— писал он в статье «больше хорошего спорта! »[14].
в 1926 г. брехт закончил работу над пьесой «что тот солдат, что этот», которую он позже считал первым образцом эпического театра. элизабет гауптман вспоминает: «после постановки пьесы «что тот солдат, что этот» брехт приобретает книги о социализме и несколько позднее, находясь в отпуске, он пишет: «я по уши в «капитале». мне теперь необходимо все это точно »[15].
театральная система брехта складывается одновременно и в неразрывной связи с формированием в его творчестве метода социалистического реализма. основа системы — «эффект очуждения» — есть эстетическая форма знаменитого положения к. маркса из «тезисов о фейербахе»: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[16].
первым произведением, глубоко воплотившим такое понимание отчуждения, была пьеса «мать» (1931) по мотивам романа а. м. горького.
характеризуя свою систему, брехт пользовался то термином «неаристотелевский театр», то — «эпический театр». между этими терминами есть некоторая разница. термин «неаристотелевский театр» связан прежде всего с отрицанием старых систем, «эпический театр» — с утверждением новой.
в основе «неаристотелевского» театра лежит критика центрального понятия, составляющего, согласно аристотелю, суть трагедии,— катарсиса. общественный смысл этого протеста объяснен брехтом в статье «о театральности фашизма» (1939): «самое замечательное свойство человека — это его к тот же, кто вживается в образ другого человека, и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе. < > поэтому метод театральной игры, взятый на вооружение фашизмом, не может рассматриваться как положительный образец для театра, если ждать от него картин, которые дадут в руки зрителей ключ к разрешению проблем общественной жизни» (кн. 2. с. 337).
и брехт связывает свой эпический театр с обращением к разуму, не отрицая при этом чувства. еще в 1927 г. в статье «размышления о трудностях эпического театра» он разъяснял: « в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. зритель должен не сопереживать, а спорить. при этом было бы совершенно неверно отторгать от этого театра чувство» (кн. 2. с. 41).
эпический театр брехта есть воплощение метода социалистического реализма, стремление сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения (см. статьи б. брехта «о социалистическом реализме», «социалистический реализм в театре»).
среди идей эпического театра мы рекомендуем остановиться на четырех главных положениях: «театр должен быть философским», «театр должен быть эпическим», «театр должен быть феноменальным», «театр должен давать очужденную картину действительности» — и проанализировать их реализацию в пьесе «мамаша кураж и ее дети».
философская сторона пьесы раскрывается в особенностях ее идейного содержания. брехт использует принцип параболы («повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и »[17].
таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. первый — это размышления б. брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем второй мировой войны. драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «что в первую очередь должна показать постановка «мамаши кураж»? что большие дела в войнах делают не маленькие люди. что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. что борьба против войны стоит любых жертв» (кн. 1. с. 386). таким образом, «мамаша кураж» — это не хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое а в ближайшее будущее.
НУ ВОТ ТАК
Объяснение:
1) а-4
Б-3
В-2
Г-1
2) а-3
Б-2
В-1
Г-1
3) а- роман Дж. Свифта "Путешествия Гулливера"
Б- комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
В- трагедия У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
Г- роман В. Скотта "Айвенго"
4) А) У. Шекспир
Б) Ж.-Б. Мольер
В) Дж. Свифт
Г) В. Скотт
5) а- роман Дж. Свифта "Путешествия Гулливера"
Б- комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
В- трагедия У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
Г- роман В. Скотта "Айвенго"
6) А -2
Б- 1
В- 3
7) а-4 Б-3
В-2
Г-1
8) а-4 трагедия У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
Б-3 комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
В-2 роман Дж. Свифта "Путешествия Гулливера"
Г-1 роман В. Скотта "Айвенго"
9) сонет
10) композиция
5. Найти утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
3)Отец мальчика был хирургом.
6. Почему отец мальчика остался после праздника в больнице?
2)Его попросили задержаться ради пациента.
7. Почему мальчик заволновался после слов ведущего «Сейчас мы поговорим о лучших людях нашей больницы!»?
1)Ему хотелось, чтобы среди лучших назвали отца.
8. Каким словом можно заменить большое букв в предложении выражение: «Я же в ту минуту подумал, что пока похож на папу ТОЛЬКО С ВИДУ»?
4)внешне.
9. Какие чувства испытывают больнице к отцу мальчика?
2)благодарности и уважения.
10. Какое предложения ЛУЧШИХ ДРУГИХ понять основную мысль текста?
3)«А чтобы бить на него похожим по-настоящему, - думал я, - мне ещё надо... Ведь это не так легко - делать других счастливыми!»
С8. Отец мальчика был одним из лучших врачей больницы.
-Папу избрали в президиум,как одного из самых уважаемых.
-Пациенты благодарили папу,а врачи, медсестры и нянечки так улыбались, словно это их благодарили.
С9. 1) Что нового понял мальчика в этот вечер?-Чтобы сталь похожим на отца,мальчику надо много учиться и работать,завоёвывая уважение и любовь коллег.
-Я похож на папу только с виду. "А чтобы быть на него похожим по-настоящему, - думал я, - мне еще надо… Ведь это не так легко - делать других счастливыми!"
С10. Объясни, как ты понимаешь «ВТОРОЙ РАЗ РОДИЛИСЬ».
-Хирург жизни людей,сделав им операции,если бы не он,то он бы умерли.Это и значит выражение-"торой раз родились".
С11. Докажи что пословица «Дерево смотри в плодах, а человека в делах» соответствует прочитанному произведению.
-Плоды труда хирурга-это выздоровевшие больные,которых он и они благодарили его за подаренную жизнь.Дела папы мальчика говорят сами за себя-уважение и любовь коллег,благодарность пациентов,высокая оценка начальства.