1. О роли дворянства. Б.: Считает, что аристократы не к действию, и что никакой пользы от них нет. Полностью отвергает либерализм, отрицает дворянства вести Россию к светлому будущему. "Так называемые передовые люди и обличители никуда не годятся. Мы толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке."
К.: Считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Идеал дворян - "английская свобода" (конституционная монархия), а путь к идеалу - либеральный (реформы, гласность, прогресс). Считает, что "… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное". Он сам "всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями."
2. Нигилизм. Б.: Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Он утверждает необходимость революционных действий, критерий которых - польза для народа. Он говорит так: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».
К.: Осуждает нигилистов за то, то те "никого не уважают", "живут без принципов". Считает, что этих самых нигилистов всего "четыре с половиною человека".
3. О взглядах на русский народ. Б.: "Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете." - говорил Базаров.И в то же время презирал народ.
К.: "…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон" - так вел себя Кирсанов. А еще он "Выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугаяпомещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения."
4. Отношение к искусству и природе. Б.: Законченный материалист: "… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки", "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" и многие другие цитаты говорят о том, что Базаров также отрицает искусство и всё, что с этим связано. Но, следовательно, он уважает науку и, следовательно, природу: "Ты ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество."
К.: Всё-таки считает себя далеким от науки: "О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были -- ну, там Шиллер, что ли. Гетте... А теперь пошли все какие-то химики да материалисты...". Он верит в Бога, защищает искусство, хотя там остается равнодушным к нему: «Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».
Вступление к данному утверждению может быть таким:
Известно, что любовь - это самое светлое чувство в мире. Она воскресить человека, дать ему смысл жить. Но, вместе с тем, любовь может и погубить - и чаще всего это происходит тогда, когда любовь несчастна, безответна. В литературе всех времен мотив несчастной любви прослеживается очень четко; и мы знакомимся с ним в самых разных произведениях: в "Гранатовом браслете" Чехова, в "Герое нашего времени" Лермонтова - в прозе, а в поэзии таких примеров можно найти еще больше. Такие тексты всегда трогают до глубины души.