В первую очередь нужно обратить внимание на внешность Остапа. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.
Гринев не является очень яркой личностью. Он немного бесцветен, обычен. Тем не менее, все его поступки и действия характеризуют его как положительного персонажа, который знает, что такое честь и достоинство, который верит в любовь и готов смело защищать свою возлюбленную. Составить верное впечатление о персонаже можно, обратившись к его взаимоотношениям с другими персонажами произведения.
Показать выразительность и правдивость авторских описаний природы можно и путем анализа одного из пейзажей. Например, пейзаж, начинающийся словами: «Налево чернело глубокое ущелье», - типичный кавказский пейзаж: ущелье, горы, камни, кустарники - вот на что обращает внимание автор. Все это он видит вечером, когда надвигающаяся темнота накладывает на предметы свои тени. Автор точно воспроизводит вечерний пейзаж, он пишет, что ущелье «чернело» , вершины гор были «темно-синие» , небо - «темное» , камни - «черные» . Внимательный взгляд его схватывает в предмете самый характерный признак, что усиливает впечатление реальности, жизненности картины. Так, камни - «голые, черные» , листок на кустарниках - «сухой» , ущелье - «глубокое» , побрякивание колокольчиков - «неровное». Реалистически изображены в повести не только природа, но и люди, и их быт. Характерно в этом отношении описание сакли, где остановились путники. В отличие от описаний природы, в зарисовке сакли нет никакого лиризма, хотя присутствие автора обозначено и здесь. Лермонтов избегает даже переносного значения слов: ставя задачей беспристрастно воспроизвести увиденное, он стремится к предельной точности, почти документальности, отсюда особенность стиля: называется число описываемых предметов: «три ступени» , «два столба» , «дае старухи» , «один грузин» . Немногочисленными прилагательными подчеркивается бедность обитателей сакли и убожество всей обстановки: ступени «скользкие и мокрые» , свет «тусклый» , столбы «закопченные» , грузин «худощавый» . И лишь после исчерпывающей обрисовки обстановки сакли и ее обитателей дается их оценка: «Жалкие люди! » - сказал я штабс-капитану» . И вот в этой-то сакле, убогой, подчеркнуто прозаичной, без намека на какую бы то ни было поэзию, прозвучит рассказ о ярких событиях, о красивых и смелых людях, рассказ почти романтический по характеру событий, но правдивый в данной обстановке и в устах простого, бесхитростного Максима Максимыча теряющий всякий налет романтизма. Реализм характерен не для всей повести, а только для той ее части, которая может быть названа «путевыми картинами».