Маша Троекурова воспитывалась в обеспеченной семье, где царило своенравие Кириллы Петровича. По словам Пушкина, Троекуров "хоть и любил дочь до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог добиться ее доверительности". Таким образом, к семнадцати годам Маша выросла скрытной, чуткой и мечтательной девушкой, увлеченной французскими романами. Образ Маши, безусловно, напоминает нам Татьяну Ларину из романа в стихах "Евгений Онегин": Ни храсотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.Немного иное воспитание получил Владимир Дубровский. Он — потомственный дворянин, молодой, образованный. Он единственной сын своего отца Андрея Гавриловича Дубровского, известного своей добропорядочностью, честным и неподкупным характером, поэтому его сын вырос благородным и достойным человеком. Когда в доме у Троекуровых появился Дефорж, Маша не обратила на него ни малейшего внимания. Здесь снова сказывается ее воспитание: «Она была воспитана в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга и мастеровой не казался ей мужчиною.» Но когда француз проявил себя как мужественный и бесстрашный человек, интерес Маши повысился, они начали общаться, Дефорж вызвался быть ее учителем музыки. Маша сама не заметила, как влюбилась в учителя, но она даже не подозревала, что за маской Дефоржа скрывается "Благородный разбойник" Владимир Дубровский; она не была уверена в его чувствах. Образы Маши и Владимира не противопоставляются автором, а напротив, оба они своеобразные "бунтари". Дубровский делает это открыто, становится "благородным разбойником", борется с сильно задевшей его несправедливостью. Протест Маши не так очевиден, ведь она не может отказаться от брака с князем. Но даже в такой безвыходной ситуации она пытается что-то изменить: тянет время, прибегает к Дубровского. Уже то, что они полюбили друг друга - их протест. Судьба Маши и Дубровского перекликается с другой, не менее известной историей Ромео и Джульетты. Как одни, так и другие не смогли быть вместе из-за разлада между родителями. Таким образом, образы Маши и Владимира здесь - образы бунтарей, несогласных с существующими порядками и устоями. Они пытаются бороться, но их попытки оказываются тщетны: Дубровский становится обыкновенным разбойником, а Маша выходит замуж за ненавистного ей человека.
Жизненый путь Гринева и Швабрина очень отличается друг от друга. Хотя с самого начала, как только Петр появился в крепости они со Швабриным стали приятелями, из-за дурного характера Швабрина их пути разошлись. Дуэль и нечестная победа в ней Алексея Швабрина дала повод Петру понять насколько это скверный человек. Он, не имея совести и чувства собственного достоенства, чтобы лишь его не убили, служил Пугачеву, а позже и вовсе запер Машу из-за того, что она не хотела выходить за него за муж, и хотел обвенчаться с ней против её же воли. Петр Гринев же был абсолютно противоположным по жизненым ценностям и убеждениям нежели Алексей. Возможно, поэтому и жизнь у него сложилась по другому свою невестку от Швабрина и заслужив уважение Пугачева, он обрел счастье.
Отношение Савельича и Гринева. Савельич присматривал за Петром, считал его своим сыном. Не задумываясь о том, что Пугачев может убить его, он заступился за юношу, не думая о собственной жизни. На протяжении всего романа он старается, чтобы Петр чуть меньше влезал в неприятности, считя своим долгом защитить Гринева.