Начнем с завязки, а это одна первая фраза, что приезжает ревизор. И дальше начинается нагнетание обстановки, что, мол, все. Ведь они не выполняли своих должностных обязанностей, брали взятки, воровали из городской казны, в больницах был хаос! А ревизор приедит, и уволит всех! Вот и решили взятку дать. А как? И боятся, и этого тоже боятся. Как то так..
В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре» , «Крыжовник» , «О любви» . Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую серию. Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю А. Ф. Марксу от 28 сентября 1894 года Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия» . Осуществить свой замысел писателю не привелось. Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев – учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алехин – рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом – «человеке в футляре» , другой – о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу» , третий – о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье. На общность между героями этих трёх историй давно обращено внимание. Учитель, который свёл всё существование к следованию инструкциям и правилам, чиновник, который подчинил жизнь покупке имения с крыжовником, помещик, который, будучи влюблён, позволил сдерживающим соображениям настолько овладеть собой, что погибла сама любовь, - все трое связаны скрытой общностью. Чаще всего эта общность обозначается понятием «футлярности» , которое связано с осмыслением жизни. Каждая из трёх историй, по существу, повествует о «ложных представленииях» , овладевающих различными людьми (мечту о крыжовнике можно назвать футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь; таким же футляром можно назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле» , в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство) . В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы».
ЗАБОЛОЦКИЙ. Стихотворение «Одинокий дуб» . В первом четверостишье, описывающем неприглядный внешний вид старого дуба, система рифмовки – охватная. В двух последующих четверостишьях этой неказистости противопоставлены стойкость дуба и другие положительные его качества. Подчёркивая противопоставление, охватная рифмовка сменяется перекрёстной. Таким образом, у Заболоцкогосмена порядка рифмовки внутри стихотворения – художественный приём, подчёркивающий смятение души, дисгармоничность описываемого явления или некое противопоставление. В стихотворении отражена вера Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселяется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян считалось символом мироздания, то Заболоцкий учил своего "далекого правнука" понимать природу и оберегать ее, ведь человек и природа - единое целое. Особенности художественной формы стихотворения и, прежде всего, синтаксические конструкции и композиция текста нам представить облик дуба-человека. "Рваный" и уродливый рисунок текста первой строфы есть отражение доминантного образа, поэтому нельзя не обратить внимания ребят на стихотворные переносы, "рвущие строку", создающие дополнительные паузы. Можно подчеркнуть и диалектическое единство рифмующихся слов, в обычной жизни, возможно, исключающих друг друга, никогда не появляющихся рядом. Это "великолепья - отрепья", "спокоен - воин", "равнин - один". Может быть, самые внимательные и одаренные творческим воображением учащиеся заметят, что в стихотворении только один раз используется слово дуб, а во всех остальных случаях пять раз используется местоимение "он". Случайно ли это? Можно обратить внимание и на антитезу второй строфы: дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу, и откроется его внутренний мир, его душа, поющая "колоколом славы", его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю.