Разве совершающий подвиг думает о предрешённом исходе?
Князь Андрей мечтал о славе полководца. заслуженной в честном бою, о славе воина, своим бесстрашным поступком увлекающем солдат и гибнущую армию. Чем безысходнее сражение. тем прекраснее тот, кто сумеет переломить его ход!
Да и не думал он много в тот горький момент, когда Кутузов обратился к нему с болью:"Остановите этих мерзавцев!" - указывая на бегущих солдат. Вот тот прекрасный момент, когда со знаменем в руках князь Андрей бросается вперёд - и действительно, ему удалось на миг увлечь за собой слодат, но ...
Толстой понимает, как это всё неважно, мелко - все эти суетные мечты о славе - по сравнению с тем, что такое настоящая жизнь, Аустерлица..
Кульминация поэмы - разоблачение Чичикова сначала Ноздревым, а потом и Коробочкой. А развязка попадает на бегство Чичикова из города.
В Ноздреве Гоголь подчеркивает бесцельную активность: "+он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что хотите". Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев не доводит. В его разрозненном имении только псарня находится в отличном состоянии: среди собак он "как отец среди семейства". Он совершенно спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов. Крестьяне своим трудом создают все блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать то, что хочет, а если кто-то противится, он становится опасным: "Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории". Он ведет себя развязно, грубо. Гоголь иронически называет героя "историческим человеком". Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими повадками. В его теле "совсем не было души". Мебель в доме тоже напоминает самого хозяина. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Он всегда заботится только о своей выгоде, и главная его цель - наполнение желудка - поэтому ему никто и не верит...
Разоблачает его Ноздрев в процессе разговора...когда Чичиков приезжает к нему за мёртвыми душмаи...(см эту часть и их диалог и поймёшь).