Герасим — центральный персонаж повести и. с. тургенева «муму» (1852), немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий богатырь, огромного роста и необыкновенной силы. судьба г. не выдумана — основой сюжетной линии повести стала дворника андрея немого, принадлежавшего матери тургенева варваре петровне. г., жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. на этом фоне разворачивается трогательная его любви к прачке татьяне: «куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» но барыня из своих соображений отдает татьяну за пьяницу башмачника капитона, с чем г. приходится смириться. поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку: муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. давно спорят, почему г. выполняет приказ барыни утопить муму, а затем без разрешения уходит в деревню. в этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей и. с. аксакову, который считал г. символом народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
"Аленушка" - одна из самых известных картин замечательного русского художника В. М. Васнецова. Художник запечатлел конец лета или раннюю осень, потому что листья на деревьях и камыш еще совсем зеленые. Но есть уже и золотистые листья, и багровые. Они упали на зеркальную поверхность озера. Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная Аленушка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Аленушка задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие Але-нушкины пальцы крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени. Кажется, что вот-вот из полуоткрытого рта девочки вырвется тяжелый стон, что она позовет на Но вокруг никого нет. Только птицы щебечут над головой Аленушки, стараются рассеять ее печаль. А за спиной ее - молодые березки, осинки, елочки, они как бы охраняют девочку, защищают от злых людей. Картина навевает грустное настроение, очень жалко печальную Аленушку. Конечно, сочувствует ей и художник, так ласково назвавший свою картину.
В таком домике вполне могла бы жить старая ведьма. Согнутая в три погибели, с палкой-клюкой намного выше ее самой, она бы передвигалась по хате, шаркая ногами и что-то постоянно бурча себе под нос. Под ногами у ведьмы мельтешит кот - черный, и, как ни странно, упитанный и лоснящийся. Пальцы у ведьмы-старух, хоть и крючковатые, как она сама, но подвижные - вот она достает из какого-то мешочка травки, вот кидает их в бурлящий на печи горшочек. На печи кто-то завозился, завздыхал, и тут моему взору открылась белая, как снег, пятка, а через мгновение показалась и вся ее обладательница: черная коса до пояса свешивается через плечо, тонкий стан перехвачен искусно расшитым пояском, а взгляд черных, недобрых глаз заставляет сердце трепыхать и останавливатся в страхе.