Красавица Оксана и кузнец Вакула любят друг друга. Ради любви кузнец покоряет самого чёрта и летит на нём в город Санкт-Петербург. Смешными показались персонажи черт и диканьские бабы, котрые спорили как умер Вакул , злая и сварливая и невозмутимый Пузатый Пацюк.
А коварна Солоха посадила в мешки своих любовников!
Больше всего мне понравился эпизод, когда Вакула пришел в дом к Оксанке свататься.
Мне кажется, что следует прочитать эту повесть, потому что она несет много морали и погрузиться в атмосферу того времени, за что автору.
Ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы известного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например:
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил. (1 глава, XXX стих)
Условий света свергнув бремя... (1 глава, ХЬУ стих)
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт. (1 глава, ХЬУ1 стих)
От хладного разврата света
Ещё увянуть не успев... (2 глава, VII стих)
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнём,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жён
Гораздо меньше был умён. (2 глава, XI стих)
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он. (3 глава, XI стих)
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей нас, боже! (4 глава, XVIII стих)
И так далее по тексту.
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами. В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека. Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства. Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь «вытягивает» из Родиона его теорию о «высших» и «низших» людях. Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина. Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает.
В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев. Здесь на первый план выходят их истинные позиции: «- Нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романович, тут не Миколка!
- Так…кто же…убил?.. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
- Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона. К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова. Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса. Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями. В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою «мысль решить».
Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион. Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах «Преступления и наказания» идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление наказание» обладает новаторской структурой. Этополифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным. Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.