«Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» Правдиво ли высказывание Виссариона Григорьевича Белинского? Думаю, что да. Ведь идя на поводу у своих эмоций, люди часто совершают множество необдуманных поступков, после которых в них просыпается совесть и стыд. Благодаря чувствам и разуму мы можем существовать. Они неразлучны и составляют гармонию. Но в произведениях русских и зарубежных писателей есть примеры противоборства между этими силами. Например, в драме Александра Николаевича Островского «Гроза» у главной героини внутри происходит борьба души и ума. Катерина до безумия любит Бориса Дикого и с нетерпением ждёт с ним встречи. Это говорит нам о проявлении чувств, но разум кричит ей, что они не могут быть вместе, ведь у неё есть муж. Когда Борис уезжает, Катерина понимает то, что их отношения безнадёжны и прыгает с обрыва в воду. Героиня совершает поступок, спровоцированный высоким чувством- любовью. Необдуманность своего нелепого желания привела её к сотворению непоправимой глупости. Для второго примера я возьму образ Наташи Ростовой из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Героиня этого произведения с Андреем Болконским и ждёт свадьбы, которая должна состояться через год. Всё это время князь проводит на войне вдалеке от своей невесты, а Наташа находится дома с Анатолем Курагиным. Девушка встаёт перед сложным выбором: с одной стороны, она должна быть верна своему будущему мужу (разум), а с другой-новые ощущения, которые ей может дать только Курагин (чувства). Ростова выбирает второе. В данной ситуации Наташей руководило любопытство. Это чувство и нетерпеливый, неусидчивый характер подталкивают девушку сделать неправильный выбор. Позже, к ней возвращается разум и она понимает то, какую большую ошибку совершила. Таким образом, можно сделать вывод, что высказывание Виссариона Григорьевича всё-таки правдиво. Ведь даже за самыми сильными и безумными чувствами следует разум. Это говорит нам о том, что они неделимы и отлично дополняют друг друга.
В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса: •Ночевала тучка золотая •На груди утеса-великана… Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому •Утром в путь она умчалась рано. •По лазури весело играя… Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой: •Но остался влажный след в морщине Старого утеса… До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование: •…Одиноко Он стоит, задумался глубоко, •И тихонько плачет он в пустыне. Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой - это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром. Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко» , «тихонько плачет» . Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» - так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь… умчалась рано» , «по лазури весело играя» . Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.