Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе «Недоросль», является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.
Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу и жениться без получения образования.
За образование Митрофана – сына семьи Простаковых – всегда отвечала мать, которая не смогла привить ему любви к знаниям, поскольку не обладала ею сама и не видела в них никакого проку. Госпожа Простакова знает только одну настоящую ценность в жизни – это деньги, ради которых она без зазрения совести готова пойти на любую подлость. При этом она проявляет излишнюю «заботу» о сыне. Неудивительно, что он пошёл весь в мать, вырос ленивым, избалованным и необразованным. Митрофан являлся собирательным образом многих представителей «высшего света общества» в те времена, то есть не знал наук.
Подумав, Верочка отвозит в ломбард все свои драгоценности. Она выручает намного меньше, чем они стоили на самом деле, но этой суммы ей хватает. Поздним вечером Верочка приезжает к садовнику и уговаривает его сейчас же посадить на указанном месте кусты. Садовник проникается сочувствием и предлагает посадить сирень. Верочка следит за рабочими и успокаивается только когда те заравнивают землю. Теперь не видно, что кусты только что посажены.
На следующий день Алмазов показывает профессору растущий куст сирени. Удивлённый профессор извиняется перед Алмазовым, которому становится стыдно за свой обман.
С тех пор сирень становится у Верочки любимым цветком.