Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы» . Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога» . Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра» , «старуха Изергиль» , «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.
Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.
Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля» , «ширь степная ему понятна» , «говор морской волны веселит ему сердце» . А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя) , и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза» , «громадная трубка» , «густые клубы дыма» , «темнота стен» , он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода» .
Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде» . Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу» . «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя» . Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.
Сaмaя длиннaя трeтья чeтвepть приближалась к концу. Весеннее солнышко заглядывало в большие окна класса, и ласково касалось своим теплом наших макушек. На переменах мы активно обсуждали планы на предстоящие весенние каникулы. В жарких спорах, как всегда, родилась истина – едем на экскурсию в заповедный лес.
На рассвете мы уже уезжали из города под веселую, походную песню. Серые силуэты многоэтажек остались далеко позади, сменившись дачными участками, которые еще были покрыты грязным, сбитым в глыбы, снегом. Хмурый пейзаж не огорчал нас. Весеннее настроение бурлило в наших сердцах.
Ближе к вечеру наш автобус подкатил к очень симпатичной турбазе на опушке леса. Мы выгрузились, поужинали и посидели у костра. Уставшие с дороги, мы мечтали выспаться.
Яркие лучи утреннего солнца рассеивались сквозь жалюзи радужным сиянием. Щебет птиц вливался в уши вперемешку со звоном капели. Нас пригласили в столовую и приятно удивили изысканным завтраком – вкуснейшая овсянка, рогалики с шоколадом и липовый чай с медом.
С радостным настроением мы отправились в весенний лес. Сначала это была небольшая березовая роща, белоствольная и чарующая. Сквозь нее просвечивало ярко-голубое небо с пушистыми, белоснежными облаками причудливых форм. Сразу за рощей начинался лиственный лес. И хоть сейчас он был без листьев, густые заросли всевозможных кустов между могучими стволами деревьев казалась настоящей чащей. Под ногами хрустели сухие ветки и хвоя.
Когда мы вышли на, залитую ярким солнечным светом, поляну, то замерли от восторга. Сквозь сухие листья пробились первые, хрупкие подснежники на изящных, изумрудных стебельках. Разгребая листву, мы добрались до молодой, нежной травы, на которой рослы россыпи этих удивительных, весенних цветов.
Еще многое приводило в восторг и восхищало нас в этом заповедном лесу. Замечательные весенние кaникулы сблизили нас с родным краем и заставили задуматься о роли человека в природе.