Лужин является психологическим двойником Раскольникова, так как у него тоже имеется жизненная теория - так называемая теория целого кафтана. Лужин уверен, что на этом держится благосостояние общества - на устроенных частных делах. Он убеждённые эгоист: “Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Он, точно так же, как и Раскольников, считает себя лучше чем люди составляющие толпу - человеком высшего разряда, который может делать то, чего не могут другие. Но Раскольников и Лужин не идентичны. Раскольников думает прежде всего о благополучии человечества, Лужин же - приземленый и пошлый - его поступками движет исключительно корысть.
1. Лужинскую теорию можно условно назвать "теорией целого кафтана" - по примеру, который использовал Лужин, чтобы проиллюстрировать свою мысль. Допустим, у одного человека есть кафтан, а у другого человека кафтана нет. Лучше ли будет разорвать кафтан и поделиться с раздетым? Ведь при этом замёрзнут оба. Или нужно, чтобы хотя бы один из двоих остался в кафтане и выжил? По мнению Лужина, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы "остаться в кафтане", то есть любой ценой достигать своих целей - невзирая на мораль и закон. Когда Раскольников убивает старуху-процентщицу, можно сказать, что он поступает в соответствии с лужинской теорией: Родион отбирает у старухи "кафтан" (деньги), так как считает, что они ему нужнее.
2. Суть теории Раскольникова состоит в том, что он разделяет людей на две группы. Большинство - безликая толпа, не на великие дела, а значит, не имеющая ценности для общества. В другой группе - немногие "сверхчеловеки" – сильные личности на великие свершения, ценные для общества. Он полагает, что "сверхчеловекам" должно быть позволено гораздо больше, чем серой массе, вплоть до преступлений во имя благородных целей. Разумеется, себя Раскольников по своей теории считает сильной личностью и относит к "право имеющим", а не к "тварям дрожащим".