Антипыч, хозяин собаки Травки из «Кладовой солнца» говорил, что расскажет правду ребятам перед своей смертью. А если не успеет, то передаст правду своей собаке Травке. Так и случилось. Антипыча не стало, но никому из людей он не успел поведать, в чем же заключается правда. Получается, что носителем этой истины стала его собака.
Травка Митрашу от гибели, и находит в нём своего нового человека, своего Антипыча. Для Травки именно это было смыслом её жизни – служить людям, быть полезной, и за это получать любовь и заботу. Одной ей было страшно, тоскливо и голодно. Она вспоминала своего хозяина и искала любую возможность вновь найти свое место. Возможно, Антипыч под своей правдой именно это имел в виду – любовь к миру, к людям, к природе. Антипыч умел это делать, он бережно относился к лесу, умел читать его знаки, был одинок, но ласков со всеми. Свою собаку он уважал, считал настоящим другом. И он, конечно же, знал, что Травка не может рассказать словами ту правду, которую он ей передал перед смертью, но может показать поступками. Не делать зла, беречь близких и друзей, внимательно слушать окружающий мир. Мне кажется, именно это Антипыч имел в виду, когда говорил о правде. И через свою собаку он передал это и ребятам, Насте и Митраше, которые после случая в лесу стали еще дружить еще крепче, ценить друг друга и делать добро людям.
Это 4 часть.
На полдни [На полдни — на юг, на восход — на восток, на закат — на запад] за сарай лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора, еще круче; а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы — все выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат все такие же горы, кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну, — думает, — это все ихняя сторона».
Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке — как куклы маленькие, видно — бабы сидят, полоскают. За аулом пониже гора и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, и на ровном месте далеко-далеко точно дым стелется. Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где заходило.