Поэт вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное
и бурное время, в «годину горя» . Гражданин напоминает Поэту о суровости и ответственности момента и призывает его к активному общественному действию:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
Поэт отвечает Гражданину исповедью. У него характерная биография интеллегента демократа. Это художник передовых убеждений, страстный гуманист:
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
Однако Поэт ощущает мучительное бессилие, глубокое недовольство собой.
Он обвиняет себя в трусости, мелкости поэтических «обличений» . У него
вырывается стон:
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…
Гражданин полон решимости побороть «хандру» Поэта, он требует бескомпромиссности, подчинения интересам общества поэтического дара:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Гражданин настойчиво предостерегает Поэта от опасности стать болтуном, развлекающим праздных ленивцев. В новых условиях даже приверженность к традиционным, «вечным» лирическим темам (таким как природа, любовь) кажется трусливым бегством от подлинных требований и нужд действительности:
Еще стыднее в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Такими неуместными становятся теперь умиление, восторг, светлая грусть. Их вытесняют «озлобленность» , «мрачность» , «угрюмство» . Любовь и ненависть образуют в некрасовской поэзии противоречивое единство – одно не мыслится без другого. Гражданин близок Поэту. Это как бы его «второе Я» , его внутренний голос, звучащий требовательно и беспощадно. Но несомненно и то, что Поэт не может перестать быть поэтом. «Поэт и гражданин» обрывается на высокой ноте драматической исповеди.
Это не столько спор двух персонажей, сколько внутренний диалог, с самим собой, который продолжается и потом – на протяжении всей деятельности Некрасова.
Тот, кому при жизни была дарована слава величайшего поэта, завершал свой путь неожиданным признанием:
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом…
Некрасов нарисовал свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта. Некрасов требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и народа.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Ему нет горше укоризны.. .
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.. .
Обращаясь к поэту, он призывал:
Будь гражданин!
Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин» , Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни.
Объяснение:
Алексей Швабрин — один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо".
Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его.
Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь» верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени.. . В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".
Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения — поэмы "Полтава" — мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин — прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.
Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести "Капитанская дочка"?